Гуляя по старому городу в Кракове я обратил внимание на объявление у одного из туристических бюро об экскурсии в соляные шахты, находящиеся недалеко от города. Меня привлекли фотографии на стенде, от которых было трудно оторваться, они притягивали взгляд и не отпускали. Оставался только один выход - поехать туда и увидеть эти шахты своими глазами.
Ожидания не обманули меня, посмотреть было на что.
Вначале своего спуска в эту бездну я и понятие не имел, как все может плохо закончиться. Но, обо всем по-порядку.
Наша небольшая группа экскурсантов, ведомая гидом, начала казавшийся бесконечным спуск по серпантину деревянной лестницы, который терялся внизу во мраке. Гид сразу предупредила, что отставать ни в коем случае нельзя, так-как свет включается только на месте нахождения группы. Это и подвело меня.
Пролеты лестницы закончились, мы очутились на каменной площадке в начале туннеля, уходящего в темноту, и плотной кучкой, помня о предупреждении и боясь отстать от провожатого, пошли вперед.
Добыча соли в этой шахте была давно прекращена, но закрывать ее не стали, превратив в туристический объект. По пути нашего следования были сделаны инсталляции, демонстрирующие в каких тяжелейших условиях вручную добывалась соль. Люди не имели возможность подниматься на поверхность и неделями оставались в подземелье.
Все же я чуть отстал от группы, разглядывая причудливые своды тоннеля. Но гаснущий позади меня свет подгонял и заставлял поторапливаться. Так продолжалось до тех пор, пока я не увидел табличку на стене и остановился. Оказывается здесь в восемнадцатом веке работал сам Коперник! Рядом с табличкой находилась дверь в его лабораторию.
Не вполне владея собой я потянулся к ручке двери и попробовал ее повернуть вниз. Она подалась, дверь скрипнула и начала открываться в мою сторону. В этот момент свет погас, и даже не темнота, а полная тьма окружила меня!
Тьма была плотной, осязаемой, властвовала в тоннеле, свет не мог проникнуть в это подземелье, скрытое от нашего светила. Меня охватила паника, я отпустил дверь, она громко хлопнула, звук эхом прокатился по тоннелю. Все стихло. Только капель, срывающаяся с невидимого свода, нарушала тишину.
Сначала я попробовал, осторожно ступая ногами, двинуться дальше по тоннелю, в каком направлении он примерно уходил, помнил. Для верности правой рукой касался стены, но она неожиданно потеряла опору и оказалась в пустоте. Потеряв равновесие я споткнулся и чуть не упал неосторожно несколько раз повернувшись то влево то вправо. Ориентировка была напрочь потеряна.
Сердце бешено колотилось, по спине пробежал предательский холодок, а на лице, наоборот, выступила испарина. Я опустил руку в карман, чтобы достать носовой платок, и тут моя рука наткнулась на смартфон. Какой болван! Включил фонарик, пространство вокруг меня осветилось и сразу встало на свое место. Вот дверь в лабораторию Коперника, тоннель, откуда мы пришли с группой, и его дальнейшее продолжение. А моя рука всего-то провалилась в нишу на стене.
Все поправимо, я повеселел и двинулся вперед в догонку нашей группы, освещая себе путь фонарем. Однако, радость моя длилась недолго. Тоннель разветвлялся. По какой его части ушла группа, определить было невозможно, на каменном полу никаких следов не осталось.
Я прошел немного вперед по левому ответвлению, тишина, вернулся назад и углубился в правый тоннель. Тишина звенела в голове, капель с потолка не воспринималась, зато впереди мне все же почудились мерные звуки, похожие на шаги вдалеке. Выбирать не приходилось, ноги сами понесли меня вперед.
Все было бы хорошо, но подвел телефон, фонарик начал меркнуть и вскоре погас, вчера не поставил на зарядку. Выбора больше не было, держась за стену теперь левой рукой двинулся дальше.
Похоже мне показалось, но впереди мелькнула светлая точка. В надежде я ускорил шаг, и этот светлячок, сначала пропадая, начал увеличиваться и разгораться все ярче. Однако свет его был неровным, мерцающим, скорее близким к красному. Скоро по стенам заметались всполохи, это были именно всполохи пламени.
Тоннель впереди делал изгиб влево, я осторожно миновал его и выглянул вперед. По тоннелю шел человек от меня, держа факел над головой. Мерцающий свет этого факела и привлек мое внимание, а звуки шагов, клацающих металлическими подковками сапог, были слышны издалека.
Мне хотелось окликнуть идущего впереди человека, но слова застряли у меня в горле. Одет человек был очень странно, конечно странно для нашего времени, и наверное вполне нормально для своего. Вот только время это было так далеко, что не поддавалось исчислению. Этот человек мог сойти с какого-нибудь старой картины, на память пришел Босх.
Как ни осторожно я следовал за человеком, похоже он чувствовал мое присутствие, иногда замедляя шаг и не давая мне отстать, но не оборачивался. А мне пришла мысль: - "как вообще я смог его догнать, двигаясь медленно в темноте и держась рукой за стену? Невероятно! Уж не поджидал ли он меня специально с самого начала?"
Между тем, тоннель не поднимался вверх, а, наоборот, начал уходить вниз, несколько раз на нашем пути попадались неровные ступени. Спустившись по очередным человек вообще останавливался и поднимал коптящий факел выше. - "Точно! Он ждал меня! Куда он меня ведет?" - От поверхности нас отделяло все большее расстояние.
Скоро повеяло свежестью, но не той с земных просторов, скорее ощущалось большое свободное подземное пространство. Чувства не обманули меня, тоннель закончился, мы оказались на узком каменном карнизе, свет факела не мог осветить все пространство громадного грота, но зеленоватое свечение исходило снизу, добавляя призрачный свет.
Там, метрах в двадцати, светилось большое подземное озеро, в прозрачной воде мелькали продолговатые тени, а может это были подводные обитатели озера, раскинувшегося внизу. К озеру вели узкие ступени, выдолбленные в скале. Я подошел к ним, думая спуститься, а мой спутник остановился на краю карниза, по наклону головы, скрытой под капюшоном, можно было догадаться, что он всматривается в светящуюся воду.
Его взгляд не остался без внимания, водные обитатели начали кружить ближе к стене, обрывающейся у наших ног. До меня донеслись всплески воды, разбегающейся кругами по поверхности. Чувство радости исходило от неизвестных мне существ. Но так мы простояли недолго, мой проводник пошел дальше по карнизу, я поспешил за ним, не сделав попытки спуститься к озеру. Его обитатели следовали за нами в воде.
Карниз тянулся по всему гроту, огибая озеро. Возможно он замыкал круг до нашего выхода из тоннеля. Однако, мой спутник вскоре свернул в другой тоннель, и мы углубились в него, сопровождаемые прощальными всплесками странных существ.
Тоннель, в который мы зашли, был узким, я видел перед собой только спину моего провожатого, пол, к моей большой радости, начал подниматься вверх. Мы двигались к поверхности. Сколько мы так шли, не знаю, время непредсказуемо, тем более в таких странных местах, но оно тоже шло по мере нашего продвижения.
Наш путь закончился у деревянной перегородки с такой же прикрытой дверью, в щели между досками пробивался яркий свет, от которого отвыкли мои глаза. Я протянул руку к двери, оглянулся вокруг себя, мой призрачный спутник исчез, лишь у стены догорал оставленный им факел. Я так и не успел поблагодарить своего неизвестного спасителя.
Открыл дверь, перешагнул порог и зажмурился от яркого света. Постепенно глаза привыкли, в десятке шагов впереди шла моя группа, ведомая гидом. Незаметно я присоединился, моего отсутствия не заметили.
Если вам интересно - приглашаю на мой канал, поделитесь статьей со знакомыми и друзьями в соцсетях. Можно даже поставить лайк - он же палец вверх.