Найти тему
Искусство Звука

«Дочь Похъёлы». Симфоническая фантазия Сибелиуса

Родина Сибелиуса неотразимо привлекательна своей строгой красотой, вековыми хвойными лесами, синими озёрами. Но и народно-музыкальная культура Финляндии вызывает к себе особенный интерес. Знаменитый карело-финский эпос "Калевала" - одно из самых значительных явлений финской культуры. Эта прославленная поэма состоит из 50 рун. Материалом для её сложения  послужили отдельные народные песни, частью эпического, частью лирического, частью магического характера, записанные со слов карельских и финских крестьян.

Неиссякаемым источником вдохновения для Сибелиуса являлись образы поэтического эпоса "Калевалы". Одно из произведений финского композитора, симфоническая фантазия "Дочь Похъёлы", посвящено образу прекрасной девы Севера, "красоты земли и моря", что "на дуге сидит воздушной, на изгибе круглом неба". Похъёла — далёкая суровая страна в эпосе «Калевала». В каменных холмах (kivimäki) Похъёлы колдунья Лоухи прячет солнце. Также в Похъёле много льда (jäätä) и возвышаются снежные горы (lumimäki).

Вход в Похьёлу стерегут волк, медведь и змея (Käärme). Хозяйкой Похьёлы является злая колдунья Лоухи, обладающая великими чарами. Кузнец Ильмаринен за руку её дочери приносит ей в оплату Сампо — чудо-мельницу , обладающую магической силой и являющейся источником счастья (onnen), благополучия и изобилия.

Другие герои Калевалы также просили руки дочерей Похъёлы — искатель приключений Лемминкяйнен и мудрец Вяйнямёйнен.

Аксели Галлен-Каллела. «Озёрный пейзаж», 1901
Аксели Галлен-Каллела. «Озёрный пейзаж», 1901

Красавицу увидел "старый, мудрый Вяйнямёйнен"; пораженный дивной прелестью дочери Лоухи, он зовёт её за собой. Но девушка ставит условие:

"За того я замуж выйду,

Кто мне выстругает лодку

Из обломков веретёнца,

Из кусков моей катушки..."

(kalevala Руна 8-я)

Вяйнямёйнен принимается за работу, но не может справиться, так как забыл нужные заклинания. В горе уезжает он, навсегда сохранив в памяти образ красавицы.

Композитор продолжил в этой фантазии традиции своих прежних программных произведений, в частности "Легенд о Лемминкяйнене": та же реалистически сильная звуковая живопись, тот же суровый общий колорит, на фоне которого ярким контрастом возникает волшебный образ дочери Похъёлы. Рисуя его, Сибелиус применил более тонкие и даже изысканные оркестровые краски, чем в ранних сочинениях. Страницы, посвященные красавице Севера, словно сияют и переливаются красками благодаря мастерскому сопоставлению и сочетанию разделённых скрипок в высоком регистре, лёгких коротких фраз деревянных духовых, арфы глиссандо, мягких бликов валторн. Вся картина неспешного "прорастания" музыкальной ткани, очень характерная для симфонизма Сибелиуса, роднит его с мерной речью сказителя-рунопевца, постепенно развёртывающего свою повесть.