Василий Андреевич Жуковский — талантливый поэт , прекрасный педагог, воспитатель будущего царя-освободителя и при этом глубоко несчастный в личной жизни человек, который потерял единственную любовь своей жизни.
Известно, что Жуковский был незаконнорожденным сыном зажиточного помещикам Афанасия Бунина и пленной красавицы- турчанки Сальников, однако и фамилию, и отчество получил от своего крёстного , соседа Бунина Андрей Жуковского. Несмотря на это, в семье настоящего отца мальчика приняли как родного и очень его любили. Он рос в заботе, ему ни в чём не отказывали, он получил прекрасное образование: сначала учился благородном пансионе, а затем заграницей.
После смерти отца Жуковский получил немалое наследство и купил себе небольшую деревеньку. В соседнем селе проживала его замужняя сестра, которая пригласила брата обучать своих своих дочерей. Жуковский согласился и исправно выполнял свои обязанности, более того, он отчаянно влюбился в старшую из дочерей Машу Протасову. Девушка отвечала взаимностью, однако сестра Василия Андреевича была категорически против их отношений, ведь Жуковских приходился Маше дядей. Конечно, Жуковский и Маша могли бы сбежать из дома, тайно обвенчаться и после припасть к ногам родителей, но поэт не мог на это решиться, тем более что сестра откровенно шантажировала Василия Андреевича. Она заявляла, что если тот продолжит отношения с её дочерью, то она наложит на себя руки. Поэт не хотел стать причиной смерти сестры. Несмотря на невозможность соединиться с любимой , он продолжал заботиться о Маше. Например, как только семье понадобилось переехать в Дерпт, он незамедлительно помог им, продав свою деревню и отдав все деньги.
Екатерина Афанасьевна, сестра Жуковского, быстро подыскала Маше жениха. Жуковский приехал, и его познакомили с обрусевшим голландским хирургом Мойером. Это был высокий, исполинского роста мужчина, который сказал Жуковскому , что очень любит его творчество и попросил у него оставить Машу в покое. Поэт спросил, сможет ли он сделать Машу счастливой, на что Мойер достаточно цинично сказал, что она ни в чем не будет нуждаться. «А как же любовь?»— спросил у него Жуковский. «Стерпится — слюбится»,— ответил Мойер.
Как благородный человек, Василий Андреевич, готовый отдать жизнь ради Маши, уехал обратно в Петербург. Екатерина Афанасьевна, сестрица Василия Андреевича , тут же состряпала свадьбу. Слава богу, что у неё хватило ума и чувства такта не приглашать Жуковского на это действо, не пировать за свадебным столом и не сделать ему ещё больнее.
Маша ждала от брака не счастья, а возможности перестать страдать, однако этого не случилось. Разум ее помутился, она подолгу разговаривала с Жуковским, хотя тот в это время был или заграницей, или в Петербурге. Жизнь Маши Протасовой, в замужестве Мойер, оборвалась на 30-м году жизни.
Василий Андреевич жил в это время как будто в забытьи. Он перестал писать, встречаться с друзьями, в душе что-то надломилось . Спустя некоторое время он увлёкся первой красавицей Петербурга Смирновой-Россет, однако этот роман долго не продлился. Впоследствии он все свои силы отдавал воспитанию будущего царя -реформатора Александра Второго, но всё-таки уже на шестом десятке он женится на полюбивший его молодой женщине. У него будут дети, и жизнь устаканится, однако до последнего вздоха он будет хранить воспоминания о своём «гении чистой красоты».