Из всего многообразия форм и размеров можно выделить 2 основных вида кистей – круглые и плоские. Круглые кисти имеют цилиндрическую форму обоймы, а плоские – сплющенную (плоскую). И круглые и плоские кисти также делятся на подвиды в зависимости от длины и формы пучка.
Круглые кисти, пожалуй, самые универсальные. Волосяной пучок обжат в обойму цилиндрической формы и образует во влажном состоянии закругленный кончик. Качественная круглая кисть позволяет создавать широкий спектр форм и эффектов, хорошо удерживает воду, впитывает излишки краски и легко ополаскивается. Хорошая круглая кисть имеет острый кончик, который позволяет выполнять тончайшие детализированные работы.
Плоские кисти – это кисти с плоской обоймой и прямым краем, первоначально ставшие популярными среди художников-импрессионистов конца XIX века. Плоские кисти достаточно универсальны, они способны удерживать много краски и хороши как для заливки больших участков, так и для создания четких широких мазков. Формы мазка плоской кисти разнообразны и зависят от материала, из которого изготовлен пучок, от его жесткости, а также от техники нанесения мазка.
Контурные кисти – вид плоских кистей, который имеет более короткий пучок. Это придает им большую упругость и улучшает контроль над качеством плоских мазков. Кроме того, более короткий волос облегчает создание плавного перехода одного цвета в другой и хорошо выделяет контур.
Скошенные кисти (ретушные) – плоские кисти, имеющие пучок, скошенный под углом. Используются для создания набросков и эскизов, позволяют проводить очень четкие линии, очерчивая острые углы.
Флейц – широкая плоская кисть, предназначенная для нанесения широких слоев краски одним мазком и для свободной живописи заливками. Используется, главным образом, с акварелью и маслом поскольку может удерживать много краски; всего несколькими движениями позволяет создавать большие по площади фактуры.
Веерные – плоские кисти, имеющие негустой пучок в форме веера. Они предназначены для растушевки краски, уже нанесенной на основу. С помощью таких кистей можно сделать утонченную цветовую растяжку. Они подходят также для смешивания, смягчения контрастов и фактуры. Используются для создания спецэффектов в портретной, пейзажной и абстрактной живописи.
Итак, формы мы разобрали, а что же с ворсом?
Как правило для масляной живописи следует выбирать кисти из щетины или синтетики.
Кисти из щетины забирают больше краски и при использовании дают эффект грубой пастозности.
Пастозность – это эффект, который получается при наложении слоев краски и создает рельефность слоя на холсте. Кисти из щетины бывают круглые и плоские, плоскоовальные разного размера от 0 до 22 для небольших работ, остальные размеры необходимы для написания больших форматов полотен. Круглые кисти универсальны, ими можно писать абсолютно любую работу, хорошо забирают и удерживают в себе краску и позволяют создавать широкий спектр эффектов. Плоские кисти хороши для заливки больших участков холста и для создания четких широких мазков.
Кисти из синтетики намного мягче, чем щетина, по форме так же бывают круглые, плоские и плоскоовальные размерами от 0 до 22 и выше. Кисти из синтетики дают мягкий эффект наложения краски на холст и меньше пастозности, позволяют создать хорошую укрывистость слоя.
Как проверить качество кисти?
Выбирая в магазине кисти, следуйте этим важным правилам:
1. Ворс не должен топорщится, волоски не должны выпадать и лежат один к одному.
2. Основание должно быть крепко закреплено на ручке и ни в коем случае не болтаться.
3. Патрон у кисти должен быть цельным, без сварочного шва.
4. Деревянная ручка должна быть хорошо залакирована.
5. Кисточка должна вам нравиться, быть красивой и вызывать удовольствие, ведь с ней вы проведете не один час при написании своих самых лучших работ!
“Итак, мы с вами разобрали основные виды, формы, размеры кистей и их назначение для масляной живописи. Выбирайте кисти исходя из конкретных задач, которые Вы ставите перед собой начиная писать картину. Я люблю пастозную живопись, широкие мазки - этого требует моя авторская техника живописи, о которой я расскажу в своем следующем курсе по маслу. Для себя я выбираю кисти из щетины или синтетики, т.к. пишу на больших форматах холста, большая часть моих кистей размером от 16 до 30, плоские, плоскоовальные и круглые кисти.
Хорошего Вам настроения, вдохновения и успехов во всех начинаниях. Живопись испортить нельзя, а это значит у Вас все получится!