Дед Мороз - традиционный символ зимы, холодов и нового года. Обычно Дед Мороз в сопровождении внучки Снегурочки в санях, запряженных тройкой белых лошадей, отправляется с мешком подарков к детям.
Оставляет он подарок ночью под наряженной елкой. Его появление в доме всегда окутано волшебной таинственностью и сулит новогодние чудеса. Но всегда ли было так? Возможно у Деда Мороза есть более древний прототип? Откуда появилась Снегурочка и снеговик?
В преддверии новогодних праздников мы решили разобраться в том, как появился Дед Мороз в нашей культуре.
Происхождение Деда Мороза довольно туманно, поскольку его образ складывается из фольклора и, скорее всего, он сильно исказился под влиянием христианства.
В дохристианской Руси нам не удалось найти образ добродушного зимнего дарителя. Известно лишь то, что покровительницей зимы была Богиня Марена. Она символизировала ночь, зиму и длинный сон.
Очень часто ее называют также Богиней Смерти и Богиней Мораной или Морой. Однако это не совсем так. В результате исторических изменений языка произошло смешение родственных по звучанию и значению частей слова. Сейчас в большинстве славянских языков основа слова носит, в основном, отрицательную смысловую нагрузку.
Изначально же Марене приписывалось "умирание" природы лишь на зиму и "воскрешение" ее весной. Считалось, что с ее приходом вся природа засыпала и уходила на зимний покой, а когда Богиня уходила обратно в свои ледяные владения, она вновь пробуждала природу ото сна.
С принятием на Руси христианства(а здесь просто исторический провал) олицетворение природы не закончилось. В народе появился персонаж уже мужского пола, повелитель зимних холодов, морозов, кузнец, сковывающий воду. Называли его Трескун, Морозец, Морозко или Студенец.
Он представлялся в образе седовласого старичка с длинной бородой. Его дыхание олицетворяло стужу, а инеем и сосульки — заледеневшую речь. Супругой Мороза была сама Зима.
Считалось, что Мороз ходит по деревням, полям и лесам и стучит своим посохом, стук которого сковывает воду льдами. Если Мороз ударит посохом в угол избы, то бревна обязательно треснут.
Традиционный спутник Деда Мороза — снеговик, не что иное, как идол, выставляемые людьми перед домами в знак уважения могущественного Мороза.
Изначально Мороз не ассоциировался с добрым волшебником, поскольку своим дыханием вызывал пургу и морозил не только поля, но и людей.
Стало принято задабривать Морозко. В дни зимнего солнцестояния ему подносили в дар традиционные обрядовые угощения — кутью, кисель и блины. Кликали его и зазывали на трапезу и просили не морозить сильно поля и угодья.
Также можно встретить упоминания о том, что прообразом Деда Мороза мог стать Корочун( Карачун)— божество, повелевающее морозами, холодом и мраком. Однако большинство ученых склоняется к тому, что "Корочун" название самого славянского праздника — зимнего солнцестояния.
Примерно с XVIII - XIX веков Дед Мороз подобрел. Появились упоминания о ледяном доме волшебника. Появились литературные произведения о нем.
Со сказкой Владимира Одоевского "Мороз Иванович", написанной в 1840 году, появился более похожий на традиционный образ. Сюжет сказки выстроен на основе русского фольклора с множеством поговорок, пословиц и просторечий. В сказке все же Мороз Иванович не приходит к детям с подарками, они приходят к нему, получая дары за работу, усердие и старание. Мороз Иванович не имеет никакого отношения к Новому году или Рождеству.
В течение еще нескольких лет образ Деда Мороза развивается и у других авторов появляются произведения про Мороза: поэма "Мороз Красный Нос" Николая Некрасова, "Морозко" Александра Афанасьева, "Сказки и легенды пушкинских мест/ Морозко" Василия Чернышёва. Все сказки основаны на устном народном творчестве, а значит его изначальный образ создан народом.
Поскольку образ Мороза укоренялся годами(если не столетиями), то принесенные из-за рубежа рождественские дарители не прижились(в частности, немецкий Старый Рупрехт, Святой Николай, Дедушка Николай), а с приходом СССР Дед Мороз вообще оказался "под запретом", как религиозный символ.
Однако в середине 30-х годов XX века уже всем нам известный Дед Мороз появился в качестве дарителя в сопровождении Снегурочки и быстро стал неотъемлемым символом новогодних праздников. Была "реабилитирована" новогодняя елка, на верхушке которой появилась красная звезда. Дети стали получать одинаковые подарки, также наладился выпуск новогодних игрушек, свернутый в годы революции.
Дед Мороз перестал быть символом Рождества, однако его внешний облик почти не изменился, так как отсутствовала религиозная тематика во внешности.
В годы Великой Отечественной войны Дед Мороз использовался в антифашисткой пропаганде.
В 50-е годы появились "традиционные" новогодние утренники с участием Деда Мороза, в 70-е годы стало популярно приглашать Деда Мороза домой, и дети стали получать индивидуальные подарки, а также писать письма с пожеланиями подарка.
Образ Снегурочки в качестве спутницы появился также в 30- е годы и основан на хорошо известной сказке "Снегурка" Александра Афанасьева, в которой девочка(дочь Мороза и Весны) "родилась" из снега и во время празднеств, посвященных славянскому Богу Яриле(Бог Солнца), тает. Со временем из дочки Снегурочка превратилась во внучку Деда Мороза.
В последние годы образ Деда Мороза становится всё более американизированным. На витринах и рекламных щитах всё чаще стал появляться Санта Клаус, основанный на образе Святого Николая.
Дед Мороз чаще стал носить очки, смеяться как Санта "Хо-хо-хо", носить полушубок и колпак, приодел ботинки вместо валенок, подарки кладет в носок, а не под елку.
С таким успехом возможно через 50-100 лет вместо серьезного и доброго Деда Мороза, ассоциирующегося с зимней силой холода, всеобщим любимцем станет остряк и весельчак Санта Клаус.