Винтажность, образующийся от времени налет-патина и, как правило, лимитированный выпуск – причины того, что бронзовые модели часов пользуются немалым спросом.
Довольно долго бронзу как материал для изготовления корпуса наручных часов не рассматривали от слова совсем. Этот древнейший из сплавов (его состав человечество изобрело примерно 5,5 тыс. лет назад) имеет ряд недостатков: поверхность деталей окисляется, давая целый букет оттенков от коричнево-сероватого до бирюзового, а на руке владельца от корпуса часов остаются пятна. Поэтому часовщики предпочитали ему легче поддающиеся обработке сталь и латунь. Со временем бронза все-таки проникла в святая святых чуть ли не всех современных механических часов - в их механизм: из экзотической высокотехнологичной бериллиевой бронзы изготавливают обод баланса…
Первым об использовании бронзы в производстве наручных часов задумался великий дизайнер и неутомимый изобретатель Джеральд Джента - автор дизайна Royal Oak и Nautilus. Запущенная им самим легенда гласит, что исходным толчком стало стремление создать небликующий корпус часов для его друзей-охотников, которые собирались на сафари (нельзя же допустить, чтобы солнечные зайчики спугнули добычу).
Думается, эту байку Джента использовал, чтобы обосновать идею создания люксовых бронзовых часов, которые до него никто не делал. Под стать легенде он придумал и «говорящее» название для своих первых часов из этого сплава — Gefica. Оно будто бы составлено из начальных букв имен тех самых его друзей-охотников. (Кстати, бронза - не единственный материаловедческий эксперимент дизайнера: с его легкой руки в часовом деле стали использовать тефлон, стекло- и углеволокно.)
К производству первой модели Gefica Джента подошел очень ответственно, учел все детали. В частности, придумал, как избавиться от непосредственного контакта бронзового корпуса с кожей руки: часы снабдили задней крышкой, изготовленной из нержавеющей стали. Первые экземпляры бронзовых Gefica увидели свет в 1988 году. В то время профессиональное сообщество не подхватило идею Дженты. Прохладной была реакция и на выпуск в 2007 году брендом Gérald Genta (на тот момент он уже не принадлежал своему основателю) нового импозантного варианта бронзовых Gefica Safari. В них, кстати, впервые использована наиболее выигрышная комбинация бронзового корпуса и задней крышки из титана.
Верный маркетинговый ход нашла компания Panerai в 2011 году. Она связала бронзовые часы с морской тематикой и даже с существенным уклоном в сторону боевых пловцов и пр. Попадание было не в бровь, а в глаз: тысяча экземпляров Luminor Submersible 1950 3 Days Automatic Bronzo моментально разошлись по сообществу панеристи. А они расставаться с первой панераевской «бронзой» явно не спешат, поэтому цены в разной степени патинированных экземпляров на вторичном рынке сейчас в разы превышают начальную стоимость.
Невероятную динамику и популярность придала благородному материалу военно-морская тематика: к бронзовому движению примкнули такие бренды, как IWC Schaffhausen, Zenith, Tudor, Oris. Еще недавно бронзовые новинки относились преимущественно к лимитированным сериям: Ferdinand Berthoud представил пять уникумов FB 1R Edition 1785 с заранее патинированными корпусами, а российский часовой мастер Константин Чайкин использовал бронзу для Pumpkin Head, специального варианта его фирменного «Джокера», изготовленного ко Дню всех святых.
Ограниченным тиражом выпускает бронзу и Montblanc: сплит-хронограф 1858 Split Second Chronograph Limited Edition ограничен 100 экземплярами, а автоматический трехстрелочник и хронограф с циферблатами защитного зеленого цвета выпущены в количестве 1858 штук. Мануфактура IWC облачила в бронзу в сочетании с оливковым циферблатом четыре модели из обновленной линейки Spitfire, снабдив их мануфактурными калибрами. Часы с функцией вечного календаря и второго часового пояса являются лимитированными, а хронограф Pilot’s Watch Chronograph Spitfire и Watch Automatic Spitfire выпускаются регулярными тиражами. Часам Zenith Pilot Type 20 Extra Special, вдохновленным легендарными бортовыми инструментами, бронза тоже к лицу (серия в военно-винтажном стиле выпускается с 2015 года). В новинках из серии Adventure она сочетается с зернистым циферблатом защитного цвета и ремешком с камуфляжным принтом. Эта серия не является лимитированной. И, конечно, порадовал своих поклонников дом Panerai: выпуск часов Submersible Bronzo обновленного дизайна в 47-миллиметровом корпусе из матированной бронзы будет продолжаться и продолжаться.
Из личных впечатлений.
Я тоже заразился идеей покупки бронзовых часов. Сколько пришлось выслушать мнений. Порой – диаметрально противоположных. Озвучу основные «постулаты» всех этих ЗА и ПРОТИВ приобретения наручной бронзы.
ЗА:
- Это необычно
- Красиво смотрятся сами по себе
- Патина очень красива в таких часах
- Цвет патины можно самостоятельно менять. Также, можно периодически чистить часы, что также повлечёт «смену имиджа»
ПРОТИВ:
- Это дорого
- Манжеты белой рубашки могут краситься в зелёный цвет (не всегда и не у всех, но такое бывает)
- Такие часы не подо всё подойдут (как вообщем-то любые часы предназначены для определенного места и времени)
- Ухаживать за такими часами – целая эпопея (что на мой личный взгляд огромный плюс - комментарий от Александра)
Итак, разберём все эти нюансы.
Во-первых, если вы хотите купить не часы, а шильдик на них (то бишь – БРЭНД!!!), это будет реально дорого. Если хочется просто часы – открыт путь к микробрендам. Лично я купил бронзу синграпурской компании, о чём ни разу не жалею. Очень адекватно по цене, качество на высоте, да и вообще: таким набором свойств сможет похвастаться далеко не каждый «крутой свисс мэйд». Итого у меня: бронзовый корпус из настоящей часовой бронзы CuSn8 (тьфу на вас, господин Гюнтер Штейнхарт с вашей латунью!!!), 5мм сапфировое купольное стекло, 500 метров водозащиты с гелиевым клапаном, и всё это – на замечательной рабочей машинке Seiko NH35A. Это не реклама. Это действительно здОрово!
Идём дальше. «Проблему» с патиной я решил достаточно просто и неожиданно. Пока часы ехали до меня, я «покурил» уже весь интернет и о патине знал почти всё: отчего она бывает, отчего зависит цвет, как долго она держится и пр. И хотелось сразу же перекрасить часы в серо-буро-малиновый цвет. С васильковым оттенком…
В общем, часы приехали, и я насладился вволю. Я перепробовал достаточно много рецептов по патинированию. Одни мне показались дублирующими друг друга (в одном рецепте – сову об пень, в другом – пнём об сову), другие – слишком затянутыми (положите то и это, сядьте сверху и попой грейте всё это две недели), третьи – слишком опасными (налёте концентрированной кислоты, предварительно попробовав её на язык – не слишком ли разбавлена…). Остановился я на достаточно простом и удобном рецепте: серная мазь. И всё. Вы просто берёте часы и намазываете их серной мазью. Примерно через минуту её можно смывать, задействовав старую зубную щётку. В определённых местах можно почистить получше, чтоб было посветлей, другие места можно оттенить, оставив их потемней. К тому же, серная мазь, как оказалось, имеет неоспоримое преимущество: она не просто создаёт патину, она создаёт патиновую «скорлупу». То есть, ваши часы ооооооочень долгое время будут находиться в том самом оттенке и цвете, который вы сделали изначально. И заодно, благодаря этой скорлупе – патина не пачкается. Она как будто залита лаком.
В любом случае, бронза – это часы «на выход». Они любят подышать. Поэтому, бронзовые часы лучше всего носить в тёплое время года, не пряча их под рукавом. Заодно, все увидят, насколько ты крут. Ещё бронзовые часы (как и многие другие, впрочем), хорошо обыгрываются ремешками разного цвета и фактуры. Переодев ремень, вы получаете «новые часы».
В общем, хотелось бы подытожить: бронзовые часы – это очень красиво. Это очень круто. И совсем необязательно – дорого. Всё решаемо, везде можно найти компромисс, если вы соблюдаете главное правило:
ПОКУПАЙТЕ ЧАСЫ ДЛЯ СЕБЯ, А НЕ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ!!!
Потому что – вы купите то, что нравится именно вам. А подавляющему большинству всё равно плевать – что там у вас на руке. Хоть дохлая мышь. Да и разбирающихся в часах – очень-очень малый процент. В общем, повторюсь: делайте приятное себе. И будете счастливы.