Найти тему
Николай Цискаридзе

«Коля творческий человек, с ним интересно»

Мария Аллаш, прима-балерина. Народная артистка России
Мария Аллаш, прима-балерина. Народная артистка России

Я пришла в театр позже Коли всего на два года. Но мы встречались в училище и даже вместе танцевали вторую часть «Классической симфонии» Прокофьева. Я очень хорошо помню, что он мне помог в этой работе. Все дети между собой общаются: встречаются на репетициях, в коридоре, но к старшим ребятам подойти нам было страшновато, тем более что они уже выпускались. А он был определенно подающим надежды, и его будущее для всех было очевидно. Такая неординарная личность с прекрасными балетными данными, каких у мужчин не бывает.

Вначале все приходят в кордебалет. Потом самых талантливых, самых ярких начинают продвигать в солисты. Когда я пришла, Коля уже танцевал ведущие партии, а я еще стояла в кордебалете. А потом мы встретились в «Шопениане» и «Баядерке».

Мне кажется, первой совместной работой была «Баядерка». Я танцевала Гамзати, а Коля — Солора. Мы с ним продумывали все: мою прическу, сочетание наших костюмов. И получилась удачная работа, очень хороший дуэт. Коля творческий человек, с ним интересно. Он все время мыслит и буквально фонтанирует идеями. Эти идеи всегда основаны на знаниях, и у него богатый духовный мир.

С Джоном Ноймайером и Марией Аллаш на репетиции «Сна в летнюю ночь»
С Джоном Ноймайером и Марией Аллаш на репетиции «Сна в летнюю ночь»

А потом, в этом же балете, я танцевала уже Никию. Коля мне всегда помогал с моими партиями и до сих пор помогает. И как танцовщик, и в работе над образом. Коля хороший партнер, с ним удобно танцевать. Когда партнер хорошо держит, ты всегда уверена, что останешься на ноге. Спектакль проходит легко, ты не думаешь: ой, я сейчас устою?! Ты спокойна, потому что за тобой твоя опора, твой партнер.

На мой взгляд, «Баядерка» была нашим лучшим дуэтом. Сейчас, к сожалению, это редкий спектакль. Репертуар у нас небольшой, сцена всегда занята, для балетов не хватает места.

Я тоже ходила в класс Марины Тимофеевны Семеновой, куда пришла по собственной инициативе: обсудила это со своим педагогом, и она сказала: да, иди обязательно, это лучший класс. Артисты балета до самой пенсии — ученики. Нужно всегда учиться, а там было чему.

Балет вообще испытывает твой характер. Ты приходишь в класс учиться, и твоя подготовка — это твое будущее. Это успешная работа и жизнь без травм. Умение правильно исполнять движения помогает на сцене, раскрепощает корпус, руки, у тебя появляется больше возможностей. Тело работает совсем по-другому. Ты собран, и у тебя все на своих местах.

В классическом па-де-де на музыку Д.Ф.Э. Обера
В классическом па-де-де на музыку Д.Ф.Э. Обера

Разные классы — это разные системы, разный темп урока, разное построение комбинаций. Вроде бы в других классах ты делаешь то же самое, но темп не тот, сочетание движений иное, и от этого нарастают не те мышцы, и даже порой все разбалтывается. А класс Семеновой собирал, выстраивал тело. Это было очень заметно. Можно было посмотреть на сцену и сказать: вот эти танцовщики занимаются у Семеновой, а эти — нет.

Всегда есть такие, кто уходит. Но те, кто хочет добиться цели и понимает: это то, что нужно, — конечно, остаются. Можно многое перетерпеть ради результата, и оно стоит того. Тем более что еще с детства, начиная заниматься балетом, ты привыкаешь к жесткой дисциплине.

Все должно быть четко и слажено, иначе нельзя. В этом смысле балет недалеко ушел от спорта.

Будущую солистку или солиста сразу видно: он или она просто не вписывается в кордебалет. Это личность, человек, который может быть солистом по физическим данным и по внутреннему содержанию: потому что самые обычные партии он танцует совсем по-другому. Не от-того, что пытается выделиться, а оттого, что выделяется.

Принц Дезире, «Спящая красавица» (Фея Сирени – Мария Аллаш)
Принц Дезире, «Спящая красавица» (Фея Сирени – Мария Аллаш)

Говорят, балерина, если рождена балериной, даже если выйдет в самой последней паре, ее все равно увидят и будут смотреть только на нее. Даже если она сделает всего два шага. Так и у мужчин. У Коли все это было изначально, и не могло не проявиться. На тот момент в театре был Юрий Николаевич Григорович. Мне кажется, был бы кто-то другой — его бы все равно взяли в Большой.

Мария Аллаш (2010)