Ювелирные украшения в собрании Художественного музея им.М.В.Нестерова
Художественная обработка металла – один из главнейших видов башкирского декоративно-прикладного искусства в прошлом. Выделкой металлических изделий и их декоративной отделкой обычно занимались кузнецы, которые, при наличии соответствующих умений, одновременно могли быть и ювелирами-художниками. Среди них выделялись серебряных дел мастера (көмөшсө). Серебро у тюркских кочевников пользовалось особым почитанием, оно было в несравнимо большем обиходе, чем другие цветные металлы.
Если художественная обработка металла, связанная с производством украшений для оружия и конского снаряжения, была характерна для восточной Башкирии, то выделкой ювелирных женских украшений занимались по всей территории.
При изготовлении пластинчатых браслетов, широких застёжек к женским камзолам (ҡаптырма), пряжек мужских поясов (ҡәмәр), круглых металлических блях-нашивок на одежду использовались различные методы обработки: штамповка, гравировка, чеканка, иногда чернение. Довольно широко применялась скань, а также вставки из цветного камня, главным образом из бирюзы и сердолика, красного, синего и зеленого стекла.
Среди всех известных башкирским мастерам приёмов художественной обработки металла наибольшего совершенства и своеобразия они достигли в технике насечки серебром по железу, связанной с украшением старинного боевого и охотничьего оружия и конской упряжи. Изделия, украшенные серебряной насечкой, имеют большую художественную ценность. Традиции орнамента на этих предметах корнями своими уходят в далёкое прошлое, сложившись в основном в среде поздних тюркских кочевых племён, отдельные элементы восходят к скифской и гунно-сарматской эпохам. Территорией распространения этого вида искусства являлась восточная Башкирия [3].
Производство женских украшений возникло позднее и также было распространено повсеместно.
Серебро для браслетов и колец получали путём плавки монет дореволюционной чеканки. Расплавленное в горне серебро выливали из глиняного тигеля в формы [1]. Наиболее распространена орнаментация браслетов гравировкой, которая нередко сочетается с несложным мелким чеканом. Инструментами мастеру служили мелкие острые резцы, зубила и штампы (бәләкәй ҡырҡҡы) с различными узорами на рабочем конце и небольшой молоток. Основные линии узора наносились гравировкой с помощью острого зубильца, края и фон прорабатывались чеканом.
Гравированный орнамент, как правило, отображал особенности растительного мира. Мастер, по желанию заказчика, наносил на браслет надписи, выполненные арабской графикой: имя владельца или изречение из Корана. Зачастую орнамент представлял собою подражание арабской письменности. Такого рода браслеты широко бытовали в южной Башкирии. Используя традиционный узор, мастера искусно сочетали его с советской символикой. Чаще всего изображалась пятиконечная звёздочка в орнаменте из цветов и листьев.
Ювелирные украшения в собрании Художественного музея им.М.В.Нестерова
В 1920-е годы организовались первые музейные экспедиции в центральные и восточные районы республики с целью изучения жизни и быта башкир. Так сформировалась коллекция башкирского народного декоративно-прикладного искусства в Башкирском государственном художественном музее им.М.В.Нестерова. Отдел башкирского народного искусства в музее был организован директором Ю.Ю.Блюменталем, который в 1928 году сам возглавил первую экспедицию в горно-лесной Тамьян-Катайский кантон. В экспедициях 1928–1935 гг. были приобретены первые экспонаты для музея, многие из которых являются уникальными и в настоящее время составляют золотой фонд коллекции. В послевоенные годы коллекция продолжала пополняться экспонатами, приобретенными у частных лиц и во время повторных экспедиций. Важный этап формирования народной коллекции был проделан нашими предшественниками, а в настоящее время ведется активная работа по дальнейшему изучению, классификации и научному осмыслению экспонатов.
В коллекции художественного музея количество ювелирных украшений невелико и насчитывает около 30 экспонатов: браслеты, подвески, ожерелья, серьги, сулпы, бляшки с камнями и перламутром и др. Самый редкий экспонат в коллекции – это самодельные серьги (алҡа) ХIХ века, уникальный образец ручной работы. Серьги состоят из двух частей: верхняя часть представляет собой шляпку из 10 коралловых бусинок, прикреплённых на фигурную металлическую пластинку, и нижней части в виде подвески из металлического плоского цветка из шести лепестков. В центре цветка укреплена коралловая бусинка (на одной серёжке бусинка не сохранилась), а с обеих сторон п о д в е ш е н ы м е т а л л и ч е с к и е пружинки для создания звукового эффекта. Приобретены они были в 1967 году у Курамшиной А.Ю., проживающей в Уфе. (Фото 1)
Еще один образец башкирского ювелирного искусства – «звенящее» кольцо с двумя подвешенными царскими монетками – поступило в музей в 1969 году в результате экспедиций в Белорецкий район. Приобретенный в деревне Ахмерово у Шакировой М., перстень башкирского изготовления представляет собой серебряное кольцо с припаянными к нему старинными царскими монетами. (Фото 2)
Кольца башкирки носили исключительно серебряные, подобные обручальным, не более двух-трёх на руке. Перстни (йөҙөк), так же, как и кольца, покупались на базарах. Особенно ценили башкирки перстни с крупным агатом. В музее хранится металлическое кольцо, полученное в подарок во время экспедиции музейных сотрудников в 1940-х годах от жительницы деревни Старо-Хусаиново Давлекановского района Айбаевой. Серебряное кольцо башкирской работы, датированное ХIХ веком, имеет чеканный узор на широких частях и шлифованный цветной камень – яшму. (Фото 3)
Еще одно самодельное башкирское женское украшение – коралловые бусы, привлекают к себе внимание простотой исполнения: на четыре нити натурального происхождения нанизаны рядами кораллы, соединяющиеся в конце в одну основную нить. Коралловые бусы были приобретены в собрание музея во время экспедиции в деревню Каварды Гафурийского района у Шариповой А. (Фото 4)
Особой красотой и мастерством исполнения выделяются сулпы – украшения на косы. Ажурные серебряные сулпы прикреплялись к нижней части накосника сәсҡап и издавали при каждом движении мелодичный звон. Ещё в ХIХ – начале ХХ в. такой вид накосников, украшенный сулпы, был обязательным в праздничном костюме девушки и молодой женщины. Самые простые сулпы состояли из трёх-пяти монет, привязанных к шнурку. Датированные ХIХ веком музейные сулпы приобретены в 1968 году у жительницы деревни Кармакларово Салаватского района Янгировой Б. Серебряные подвески богато декорированы бляхами со вставками сердолика, соединены между собой «коромыслицем» с бирюзовыми вставками, в нижней части к бляхам подвешены подвижные серебряные монетки. Основные приёмы художественной обработки серебра – скань, ковка, инкрустация. Такие подвески могли составляться только из одних монет – тәңкә сулпы. (Фото 5)
Высоким мастерством ювелирного искусства отличается и музейное ожерелье. Оно представляет собой цепь из восьми серебряных цветков с сиреневым камнем в середине и серебряными бляхами по краям. Художественные приёмы обработки серебра здесь те же скань, ковка. Дата поступления ожерелья в музей – 1968 год. Известна фамилия бывшей владелицы – Шарипова З.Я. (Фото 6)
В коллекции художественного музея хранится серебряный застёгивающийся браслет, выполненный в технике чернения. Приобретено изделие у Галиной М.Н. из деревни Кучумово Чишминского района. Чернение – способ обработки, когда узор на серебряную пластинку наносят глубокой гравировкой. Этим способом чаще всего украшали браслеты. Узоры, как правило, растительного характера. Такие браслеты изготавливались в юго-западных районах Башкортостана. (Фото 7)
Самые красивые элементы праздничного традиционного женского костюма башкирской женщины – головной убор ҡашмау, не имеющий аналогов в костюме других народов, и нагрудники һаҡал, яға, селтәр и др., выполненные из кораллов и серебряных монет, дают понимание о высоком уровне ценности коллекции башкирского народного декоративного искусства в собрании Художественного музея им.М.В.Нестерова [4].
Гонения на металлургическое, металлообрабатывающее производства резко затормозили и развитие ювелирного искусства в нашем крае в XVIII–ХIХ веках. Очевидно, что украшенные только монетами женские украшения и элементы одежды трудно отнести к произведениям ювелирного искусства. Ювелирное дело у башкир, пережившее заметный упадок в указанный период, не могло выдержать конкуренции со стороны татарских кустарей, активно сбывавших свою продукцию на Южном Урале. Но даже те редкие самодельные народные украшения, которые оказались в нашем собрании, рассказывают о стремлении башкирского народа даже в таких условиях прикоснуться к красоте. Создав уникальные и неповторимые изделия, пусть и скромные на первый взгляд, но настолько трогательные и волнующие душу своей искренней простотой и неповторимостью, они оставили для нас бесценные произведения народного искусства.
Литература
- Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. – Уфа, 1964. – С.219.
- Ермакова Е.С. Об отношении мусульман к драгоценностям. [Электронный ресурс]. Интернет-сайт Фонда Марджани.
- Кузеев Р., Бикбулатов Н., Шитова С. Декоративное творчество башкирского народа. – Уфа: Типография издательства Башкирского обкома КПСС, 1979. – С.8–9.
- Мамлеева Э. О коллекции башкирского народного декоративно-прикладного искусства в Художественном музее им.М.В.Нестерова. – Ватандаш. – №3, 2018. – С.138–150.
- Островский А.Б., Ратникова А.В. Монеты в народной одежде и украшениях. – М.: Бослен, 2019. – С.204.
- Руденко С. Башкиры: Историко-этнографические очерки.– Уфа: Китап, 2006. – С.343.
- Янбухтина А.Г. Элементы шаманизма в традиционной мусульманской культуре башкир, населяющих Южный Урал (на материалах ХХ века) // Истоки и эволюция художественной культуры тюркских народов: Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения педагога-просветителя, художника Ш.А.Тагирова (Казань, 17–18 апреля 2008 г.). – Казань: Заман, 2009. – С.133–139.
Эльвира МАМЛЕЕВА, научный сотрудник Башкирского государственного художественного музея им.М.В.Нестерова.
Статьи по теме:
Традиции ювелирного искусства башкир
Использование монет в украшениях башкир
Магические обережные функции украшений в свадебном наряде башкирки
Еще больше интересных статей на самые различные темы вы найдете на нашем сайте https://vatandash.rbsmi.ru/
- Очень интересно ваше мнение. Напишите комментарий!
- Друзья, оцените, если вам полезна наша статья 👍
- Подпишитесь - Дзен покажет вам новые публикации!
Наши группы в социальных сетях:
"ВКонтакте" https://vk.com/club117987611,
"Одноклассники" https://ok.ru/group/55438054981651,