Развитое производство невозможно без развитого образования, точно также, как развитое образование не нужно без развитого производства. Чтобы оценить грамотность населения, мы можем воспользоваться результатами переписи 1931 года (согласно данным переписи 1931 г., в Западной Белоруссии неграмотных в возрасте 10 лет и выше было 43 %, а в Полесском воеводстве более 50% населения). Но эти данные не отражают полную картину, так как польская статистика вообще не включала в себя категорию малограмотный, а разделяла лишь по признаку: умел человек писать и читать, или нет? Во-вторых, эти данные по отношению к 1939 году были устаревшими, ибо как мы видим на примере населения городов, за 1930-ые происходил не только рост, но и деградация, так что за это время могло произойти и как дальнейшее увеличение числа грамотных, так и рецидив неграмотности. Если мы взглянем на структуру обучающихся в 1940 г., то увидим одну важную особенность: в младших классах в западных областях училось больше чем в восточных.
Если мы взглянем на эти показатели по отношению населения, то увидим, что в старших классах в западных областях училось гораздо меньше детей. Из учащихся в 8-10 классах в западных областях лишь 2,1%, что в расчете на 1000 населения составляло 0,003% населения (при этом в Барановичской области из сельского населения в старших классах не училось ни одного человека!). В восточных областях из учащихся в 8-10 классах в западных областях лишь 51,3%, или 0,7% населения. Это произошла из-за того, что до 1939 г. охват детей школами в Западной Белоруссии был не весь и огромное число детей просто не обучалась, из-за этого, когда при советской власти было обеспечено обучение всем детям – именно на младшие классы (в основном на первый) пришлась основная нагрузка, а на старшие – минимальное кол-во детей.
В 1936 году в Полесском воеводстве из 236 тыс. человек. детей школьного возраста 53 тыс. (22,5 %) не были охвачены начальным обучением. В Вильнюсском школьном округе не учились 21,6% детей. Всего в Западной Беларуси в 1938/39 учебном году не посещали школу больше 100 тыс. детей. Причем, охват детей в 1930-ых снижался! В социально-экономическом обзоре Сморгоньского района писалось: «Повшехными школами было охвачено детей школьного возраста 65-70%, посещаемость ими достигала 45-50%». Костек-Бернацкий на совещании старост Полесского воеводства в 1938 г. отмечал, что образование в школах низшего типа являлось «совершенно недостаточным. По прошествии нескольких лет молодежь, не используя письменную речь, возвращается к безграмотности». Охват детей в восточных воеводствах Польши в 1928/29 учебном году составлял 77,9 % детей в возрасте 7 – 13 лет, а в 1937/38 учебном году – те же 77,9 %, тогда как в Польше в целом – 90%. В то время же, в 1928 г. в БССР 75% детей школьного возраста посещали школы, в 1931 г. – уже 98%. В Западной Белоруссии не было полного охвата даже в городах: Из отчёта школьного реферата Брестского государственного управления за 1937/38 от 31 марта 1938 года: «Необходимо [открыть] ещё от 15 до 20 школ, городское управление, однако,по причине финансовых трудностей не сможет осуществить это за один год, поэтому определённое количество детей останется ещё вне школы. <..> Школьный инвентарь используемый много лет требовала капитального и текущего ремонта». На 1 января 1941 г. в Бресте имелось 12211 учащихся, а до освобождения – 6386. Крестьяне не ходили в школу по причине отсутствия одежды и обуви, в 1932/33 гг. 18% учеников были оставлены на второй год, а 25% – не аттестованы. При чем, ликвидация неграмотности польскими властями и не планировалась. Например, не было создано ни одной школы для взрослых. В социально-экономическом обзоре Сморгоньского района отмечалось, что в районе 35-40% населения было неграмотным, а среди женщин – 50-55%. В том же обзоре приводились примеры: Так, в еврейской школе дети сами запасались дровами. Оборудование школ мебелью было очень плохое, десять школ не имели даже школьного шкафа. Также плохо были обеспечены школы учебно-наглядными пособиями, ни одна школа не имела физически химического кабинета.
Опять же, это об общественных фондах потребления, о которых я тут практически не говорю: в отличии от Западной Белоруссии, в БССР образование было бесплатным, а в 1939/1940 учебном году в республике на народное просвещение расходовалось 116 руб. на одного человека. Лучше всего ситуацию характеризует докладная записка заместителя народного комиссара просвещения БССР К.С.Чернова о состоянии народного образования на территории Западной Белоруссии, составленная 12 октября 1939 года:
На территории четырех областей Западной Белоруссии имеется 6199 начальных (т.н. повшехных) школ, в которых учится 804472 ученика. Из них в городе 1142 школы и в деревне 5057. Из них польских – 5932, Русских – 3, Еврейских – 263, Немецких – 1, Белорусских – нет. В этих школах работает 11865 учителей. Начальные школы разделены по ступеням: I ступень, II ступень и III ступень. Абсолютное большинство школ I-й и II-й ступени находятся в деревне и III-й в городе… Одному учителю при ведении уроков необходимо половина урока быть в одной аудитории с I и II классами и с III и IV кл. в другой. Отсюда вполне можно судить о качестве преподавания и о успеваемости учеников. Бывшее Польское Правительство делало все чтобы только не учить и не давать настоящих знаний детям крестьян, детям трудящихся. – II-я ступень, это школы где имеется 150–250 учеников и 3 или 4 учителя. Дети учатся 7 лет, с I-го по VI класс занимаются по одному году и в VI классе – два года. – III-я ступень – школы, где учеников более 250 и от 5 до 15 учителей. Дети занимаются 7 лет, в каждом классе по одному году. – Формально говорилось, что ученики школ всех ступеней (I-й, II-й и III-й) окончивши VI-й класс могут поступать в I-й класс среднейшколы-гимназии, но фактически это было почти не возможно. В школах I-й и II-й ступени объем знаний давался гораздо ниже, чем в школах III-й ступени.Программы школ I-й и II-й ступени на много ниже программ школ III-й ступени и поэтому ученик окончивший школу I-й или II-й ступени не мог поступить в гимназию, не говоря уже о том, что их не принимали и они не могли учиться в виду больших материальных расходов (оплата за учебу – 150 злотых, учебники и форма одежды). Из этого видно, что деление школ на ступени это было средство для закрытия доступа детей трудящихся в среднюю и высшую школы…Учителей белоруссов, русских и имеющих родственников в СССР освободили от работы в школах. В районах границы с Советским Союзом в школы посылали учителей, которые были и агенты польской дефензивы. На территории Западной Белоруссии во всех школах работает 13666 учителей и насчитывается 2438 безработных учителей. Охват детей школой. В начальных школах учится 804472 детей и не охвачено школой по неполным данным (ибо их гораздо больше) 129800 детей. Посещали же школу из охваченных детей только 52–60%. Это установлено по материалам обследования уездных инспекторов Волковыского, Брестского, Пинского и др. уездов. 40–48% учеников школу регулярно не посещали за отсутствием обуви, одежды. Школы как правило строили в поле далеко от деревни. Детям нужно было ходить за 3–5 километров. Такова общая картина “всеобщего обязательного обучения”, о котором везде и всюду расписывало польское правительство.. Обеспеченность школ наглядными пособиями, письменными принадлежностями. В начальных школах почти нет никаких наглядных пособий, за исключением нескольких физических карт, глобусов и арифметических счетов. А это-же школы с 7-ми летним обучением. Письменные принадлежности дети покупали в частных торговцев. – Государственные школы снабжались топливом через гминные управления – волости, частные обеспечивались самими хозяевами. Нужно сказать, что польские правители о подготовке школ к учебному году, к зиме заботились очень мало. Большинство школ топливом были не обеспечены. Сейчас приняты меры со стороны временных уездных и городских управлений и через и с помощью крестьянских комитетов топливо в школы завозят.
Далее зам.нарком пишет, что что нужно сделать:
… 5. Издать постановление об отмене оплаты за учебу детям трудящихся и оплате за учебу не трудящимся
… 11. Приступить к окончанию строительства незаконченных школ.
12. Приступить к планированию расширения школьной, дошкольной сети на будущий год, продумав источники и ее финансирования.
13. Приступить к пересмотру и изданию учебников для всех школ на польском, еврейском, русском и белорусском языках
... 17. Снабдить школы библиотеками школьной серии.
В 1939 г. школьники БССР собрали для детей Западной Беларуси более 300 тыс. подарков. Только одна Гомельская область направила в регион около 60 тыс. подарков. Это книги, письменные принадлежности, фотоаппараты и т. д.
В советской и современной литературе встречаются разные оценки грамотности населения Западной Белоруссии во второй половине 1930-ых – в основном они варьируются от 50 % до 60 % неграмотных, но источники этих цифр не указаны. Но существует достоверный источник, который не показывает картину в целом,но одну из её сторон он характеризует. Это результаты работы призывных комиссий, которые в том числе учитывали грамотность призывного контингента (стоит учитывать, что призывники почти всегда являлись более образованной группой населения, в то время как женское население и население старших возрастов, наоборот менее образованное):
Из сводки начальника Главного управления политической пропаганды Красной армии А.И. Запорожца секретарю ЦК ВКП(б) А.А. Андрееву об организации и подготовке к призыву в армию граждан, родившихся в 1922 г., 14 апреля 1941 года:
Об общеобразовательном уровне приписного состава 1941 г., по сравнению с предыдущим годом показывают следующие данные: Увеличение количества неграмотных идет главным образом за счет призывников западных областей УССР и БССР и некоторых национальных республик, где процент неграмотных и малограмотных остается еще большим. По этим областям БССР количество неграмотных и малограмотных доходит до 50-60%. В Пинской области неграмотные и малограмотные призывники составляют 77%. В Чечено-Ингушской АССР выявлено 20,8% неграмотных.
По результатам призыва весной 1940 года, например в Барановичской области на 4 марта 1940 г., на призывные пункты появились 13 394 человека из 13 528, из них 650 являлись неграмотными, 4666 – малограмотные, 3893 с образованием 4-6 классов, 902 – из несовершенной средней. Только 216 человек закончили средние школы, а 27 – высшие учреждения. То есть 5316 – 40 % были неграмотными и малограмотными. В Брестской области, из 12860 человек, взятых на списочный учет допризывников 1920-22 года рождения,было 4664 малограмотных и 752 неграмотных, то есть 42 % малограмотных и неграмотных от общего количества. В Белостокской области на 1 января 1941 г. имелось 17549 призывников, из них неграмотных и малограмотных –4672, но т.к. эти данные не включают 4 района, то к этой цифре нужно прибавить еще не мене 800 призывников, таким образом, мы получаем 31,2% неграмотны и малограмотных призывника в Белостокской области. В восточных же областях ситуация было кардинально лучше, например максимальное число малограмотных и неграмотных среди призывников 1940 года призыва было в Полесской области – 27,7 %, в Витебской области – 21 %,в Гомельской – 17,6 %, в Могилевской – 16,7 % и в Минской – 14 %. Из всех советских призывников в 1940 года малограмотных и неграмотных было всего 18 %.
Так же показательный факт, что уже в октябре 1939 г. в Западной Белоруссии обучалось 220 тыс. неграмотных и малограмотных, а к началу 1941 года, школы по ликвидации неграмотности в Западной Белоруссии посещали 170 тысяч взрослых человек. Война прервала ликбез, поэтому после войны эта проблема еще оставалась до начала 1950-ых. Как писала газета «Советская Белоруссия» 14 августа 1949 г.:
В Гродненской, Барановичской, Молодечненской, Брестской и Пинской областях свыше 106 тысяч человек обучается в школах малограмотных. Обучением неграмотных и малограмотных среди на-селения западных областей занято около 12 тысяч педагогов из выше 5 тысяч культ армейцев.
На территории Западной Белоруссии не было ни одного высшего учебного заведения, а количество студентов-белорусов по всей Польше было мизерным. Так, например, по переписи 1931 г. во всех вузах Польши насчитывалось около 300 студентов-белорусов, в 1935 г. во всей Польше студентов-белорусов насчитывалось около 0,5% всех студентов вузов, а в 1938/1939 учебном году во всей Польше уже насчитывалось всего 218 студентов-белорусов. Согласно официальным данным, в 1929/1930 учебном году из студентов Виленского университета, 2171 человек считали родным языком польский, 891 – идиш и иврит, 111 – русский, 55 – белорусский, 50 –литовский, 41 – украинский, 9 – немецкий, 2 – чешский. Единственное место, где реально могло получить высшее образование был именно Виленский университет (ВНУ), но для того, чтобы учиться на 1 курсе, необходимо было внести 270 злотых (напомню, многие крестьянские семьи за несколько лет работы не могли заработать подобную сумму, а рабочему необходимо было отдать 1/3 зарплаты, на 2 и к курсах – 250 и 220 злотых, на остальных – 200 злотых. Корова на рынке стоила 100-200 злотых. Кстати, как отмечает автор монографии, посвящённой образования в Западной Белоруссии, особенно много студентов исключили из ВНУ в 1933 г., т.к. им не было чем платить. В БССР же до 1940 г. высшее образование было абсолютно бесплатным, студентам не надо было ничего платить, а даже, наоборот, им платили стипендию.В этот же время, в БССР на 1938 г. насчитывалось 23 высших учебных заведения с количеством учащихся свыше 17 тыс. человек, а в 100 техникумах обучалось около 36 тыс. студентов. При этом этнические белорусы обучались в высших учебных заведениях других республик, например, только в 1935г. на Украине в вузах системы Наркомтяжпрома, Наркомзема и Наркомлеса обучалось 400 студентов-белорусов. В 1938 году в Польше было 32 вуза с 48 тыс. студентами в них, что составляло 1,4 студента на тысячу.
В это же время в БССР этот показатель был равен примерно 3 студента на 1000 населения, то есть в два раза больше. Число средних специальных учебных заведений в Западной Белоруссии, включая Белосток было 63, против 96 в БССР. В 1941 г. в Белоруссии на каждые 10 тыс. человек населения приходилось больше студентов, чем в Англии, Германии, Франции и других странах Европы.
Некоторые источники указывают, что среднее и высшее образование имели соответственно 2,7 ‰ и 1,7 ‰ населения Западной Беларуси. Эти данные коррелируются с данными результатов работы Барановичских призывных комиссий, которые показывают: в 1940 году из призывников области лишь 2 ‰ имели высшее образование (являлись студентами), а 16 ‰ – среднее. В Белостокской области только 0,3% призывников имели высшее образование, 1,4% имели среднее образование. При этом из 177319 призывников иностранные языки знали следующее количество: немецкий – 3478, французский – 532, английский – 198 и китайский – 2 человека. В БССР же, согласно переписи 1939 года, 5 ‰ населения имело высшее образование, среднее – 87 ‰. Среди мужчин эта прослойка была значимее: 7 ‰ мужчин имели высшее образование и 107 ‰ среднее. В 1941 году в СССР 11,2 % призывников являлись студентами, а 25,8 % имели среднее образование. Здесь, после установления советской власти, в 1940 г. из-за отсутствия юношей и девушек со средним образованием здесь почти невозможно было укомплектовать вузы студентами. А, например в 1939 году, после установления советской власти, когда было принято решение о разделе помещичьей земли, к 31 декабря в Лидском уезде из 23 помещичьих имений, были разделены только в 5. Случилось это из-за того, что в уезде не нашлось землемеров!
Журнал ''Коммунист Белоруссии'' №9 за сентябрь 1965 г. хвалился достижениями за 26 лет: в д. Загорье-Делятичи Кореличского района Гродненщины до 1939 г. не было ни одного человека, имевшего хотя бы среднее образование. Теперь же, в 1965 г. только за последние годы 32 выходца деревни получили высшее образование, еще 30 получат. Белорусы в Польше испытывали не только социальный гнет, но и национальный. И это не пустые слова, в отличие от «сказак свядомых змагаров про''русификацию в БССР''». Из 400 белорусских школ, созданных во время немецкой оккупации и при Советской власти в 1919 году, в 1928 г. в Западной Беларуси осталось только 29 белорусских школ и 49 смешанных польскобело-русских школ,. В 1935 году почти на 4 с лишним миллиона белорусского населения имелось всего лишь 16 белорусских школ, к 1937 году и они были закрыты. Согласно польскому статистическому сборнику, в 1937/1938 году во всей Польше было 2 учебных заведения с белорусским языком преподавания, а на территории же Западной Белоруссии к 1939 году не было ни одной белорусской школы. Вот это действительно можно назвать этноцидом.
ВНИМАНИЕ! ДАЛЬШЕ ИНФОРМАЦИЯ НЕ ДОСТОВЕРНА, ИБО ВЗЯТА ИЗ РАЗЛИЧНЫХ КНИГ ОЧЕВИДЦЕВ И КОММЕНТАРИЕВ В СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ!
В 1937 г. в Гродно состоялась конференция с участием белостоксого, ви-ленского, новогрудского и полесского воевод и командующих восточныхвоенных округов корпусов, на которой обсуждались пути усиления «польского характера» восточных воеводств. Новогрудский воевода Адам Соколовский на данной встрече утверждал:
Эти земли сильно отличаются от остальных. Они не очень польские.Поэтому их необходимо сделать польскими. Мы завоевали эти земли штыками, но если бы проходил плебисцит, если его провести сейчас, то, известно,результат был бы для нас наверняка сомнительным, не надо себя обманывать… Польша должна быть единой и сплоченной. Кресы – это Польша, но,говоря между нами, нужно их внутренне завоевывать во второй раз.
23 июня 1939 г. воевода Белостока отправил докладную записку в МВД под названием «Проблемы укрепления польского владеющего положения в Белостокском воеводстве». Единственным методом решения национального вопроса считается ассимиляция, т. е. «ополячивание». Вот несколько цитат из докладной записки:
Рано или поздно, белорусское население подлежит полонизации. Они представляют из себя пассивную массу, без широкого народного сознания, без собственных государственных традиций. Желая этот процесс ускорить, мы должны одолеть древнюю белорусскую культуру.
Или к примеру вот:
Деревня в восточных поветах воеводства живет в максимально примитивных условиях, живо напоминающих иногда времена средневековья. Нищета и нужда в деревне создают благоприятную почву для разных подрывных лозунгов и чужой пропаганды.
– утверждал белостокский воевода. В 1933г. командование округа корпуса № 944 в тайном письме сообщало начальнику отдела безопасности ПВУ о нарастающем недовольстве и образовании революционного актива среди белорусского населения, что объяснялось отсутствием заработков, медицинской помощи, голодом, «нищетой и эксплуатацией кресового населения».
Закрывались не только учебные заведения, но и православные храмы. В 1938 г. был принят специальный декрет президента, зафиксировавший, что польская политика в отношении православия должна "последовательно привести к нивелированию русского влияния в православной церкви и тем самым ускорить процесс ополячивания среди так называемых белорусов". А в секретной записке полесского воеводы В. Костек-Бернацкого министру внутренних дел Польши в январе 1937 г. указывается, что «не может быть и речи о том, чтобы в течение ближайших 10 лет учителем на Полесье был белорус или даже местный полешук». Так же в 1937 г. Костек-Бернацкий обратился с секретным письмом к министру социального обеспечения, в котором обосновывал свою просьбу увеличить дотации на воеводство:
В городах, лишенных крупной промышленности, нищета и голод невероятные, и продолжают ухудшаться… Эти условия приводят к частым катастрофам, безвыходным положениям, нечеловеческим и даже не звериным... Под угрозой не только голодной смерти или тяжелых болезней, но и нарушения общественного порядка – я должен смягчать эту ситуацию. Это не только гуманитарная акция, но, прежде всего общественная и даже государственная. Каждый злотый из рук государства служит польской пропаганде.
В начале 1939 г. на конференции начальников общественно-политических отделов воеводских управ представитель НВУ сообщал, что в Новогрудском воеводстве по предложению военных властей был установлен запрет на занятие должностей в дорожной и лесной администрации православными жителями; приобретать землю в приграничной полосе, охватывавшей большую часть воеводства, могли только католики. Видный польский публицист, виленский консерватор Владислав Студницкий писал как-то:
Ни о каком белорусском на роде не может быть и речи, так как белоруссы не имеют собственных традиций. О белорусской культуре невозможно говорить ввиду того, что у белоруссов нет культурного единства.
Министр внутренних дел Польши Б.В.Перацкий, ликвидированный ОУН в ответ на действия против Организации украинских националистов в Западной Украине, так самодовольно заявлял американскому журналисту:
Дайте мне 10 лет и вы на этих землях днем с огнем не найдете ни одного белоруса и ни одного украинца.
На жалобы о закрытии белорусских школ министр образования Скульский отвечал:
Заверяю вас, что через 10 лет в Польше даже со свечой не найдете ни одного белоруса.
Министр иностранных дел Польши полковник Бек в беседе с корреспондентом французской газеты «Пти паризьен» и вовсе признал белорусов за отсталых дикарей:
Мы закрываем в Западной Беларуси белорусские школы и заменяем их польскими потому, что белорусы вообще отсталый, дикий народ, белорусский язык – язык отсталый, приносящий мало пользы тем, кто им владеет и кто на нем обучается.
Автор статьи: Кирилл Зайцев
Источники:
СССНХиК БССР,С. 165;
СССНХиК БССР,С. 25, 165;
Вабiшчэвiч, А.Паміж паланізацыяй і асіміляцыяй. Этнакультурная сітуацыя ў Заходняй Беларусі / Аляксандр;
Вабішчэвіч / Беларуская думка. 2009, № 7;
Воссоединение: к 75-летию воссоединения Западной Беларуси с БССР: сборник документов. Гродно, 2014, С. 149;
Даркович.., С. 245;
Там же, С. 244;
Нарысы гiсторыi Беларусi: У 2 ч. Ч.2/ АН Беларусi, Ин-т гiсторыi. Мн., 1995, С. 115;
Брест в 1919―1939 гг.: документы и материалы. Брест. 2009, С. 178;
Брест в 1939―1941 гг.: документы и материалы. Брест. 2012, С. 172, 176;
Асвета ў Заходняй Беларусі (1921-1939 гг.): Манаграфія / А.М.Вабішчэвіч. Брэст, 2004, С. 99;
Воссоединение: к 75-летию воссоединения Западной Беларуси с БССР: сборник документов. Гродно, 2014, С;
«Ты з Заходняй, я з Усходняй нашай Беларусі...», Кн.1, С. 37-38;
Материально-техническая и продовольственная помощь БССР западным областям республики (сентябрь);
1939―1941 гг.) / Д. М. Толочко / Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины : научный и производственно-практический журнал. 2017, № 4, С. 74;
РГАСПИ Ф.17, Оп.121, Д.98, Л. 47 - 48., Цит. по ЦК РКП(б) – ВКП(б) и национальный вопрос: сб. док. в 2 т. Т. 2, С. 627;
«Ты з Заходняй, я з Усходняй нашай Беларусі...», Кн.1, С. 113;
Гродненщина накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945), Гродно, 2005, С. 181;
Накануне. Западный особый военный округ (конец 1939 г. – 1941 г.). Док. и материалы. Мн., 2007, С. 280 — 286 (док.№78);
ЦК РКП(б) – ВКП(б) и национальный вопрос: сб. док. в 2 т. Т. 2, С. 627;
Гісторыя Беларусі у 6 т. Т.5.., С. 304;
Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). А. А. Коваленя, Н, С. Сташкевич, Издательский центр БГУ. Мн., 2004, С. 30.;
Назаусёды разам. Да 60-годдзя уз'яднання Заходняй Беларус1 з БССР / рэд. М. П. Касцюк, I. Я. Навуменка. Мн.,1999, С. 147;
Гісторыя Беларусі у 6 т. Т.5.., С. 423.;
Кривуть, В.И. Молодежные организации на территории Западной Беларуси (1929—1939 гг.) / В.И. Кривугь. Мн. 2008, C. 21.;
Асвета ў Заходняй Беларусі (1921-1939 гг.): Манаграфія / А.М.Вабішчэвіч. Брэст, 2004, С. 74;
Деятельность Коммунистической партии Белоруссии по осуществлению культурной революции в республике (1919— 1937 гг.). Мн., 1961, С. 98;
Исторические связи и дружба народов СССР: сборник научных трудов. Киев, 1983, С. 145;
MRS 1939, s. 333-334;
Экономика Советской Белоруссии, 1917-1967. Мн., 1967, С. 282;
История Беларуси: В контексте мировых цивилизаций: учеб. пособие / B.И.Голубович. Мн., 2008, С. 303;
«Ты з Заходняй, я з Усходняй нашай Беларусі...», Кн.1, С. 113;
Гродненщина накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945), Гродно, 2005, С. 218-219;
Народное хозяйство Белорусской СССР в 1980 г. Мн., 1981, С. 10-11.;
«Ты з Заходняй, я з Усходняй нашай Беларусі...», Кн.1, С. 100.;
Горбунов Г. Воссоединение белорусского народа в едином советском социалистическом государстве. М., 1948, С. 105.;
MRS 1939, s. 319; Западная Белоруссия. Статистический справочник. Мн., 1939, С. 136.
Даркович.., С. 61.;
ГАОО ГО, ф.6195, оп.1, д.28, л.16.;
Даркович.., С. 75.;
ГАОО ГО, ф.6195, оп.1, д.28, л.7-8.;
Польша — Беларусь (1921−1953). Сборник документов и материалов. Мн., 2012, С. 154.;
Даркович.., С. 233.;
Проблемы экономики, 1939, №6.;
Горбунов Г. Воссоединение белорусского народа в едином советском социалистическом государстве. М., 1948,С. 106-107.;