Не все люди нормальные: не все способны почувствовать полную заинтересованность, когда готовят вкусную еду, обустраивают и убирают квартиру, примеряют наряды, ходят в гости, празднуют Новый год. Так, в юности Новые года у меня неизменно получалось проводить с книгой. Студенческие каникулы казались созданными для того, чтобы погрузиться в иную (усиленную?) реальность, подумать и помечтать. Встречи с такими же, как я, немногочисленными читающими подругами напоминали сверхурочную работу библиотечного абонемента. С годами стало лучше: появилась семья. Однако литературно одаренный муж даже родился во Всемирный день писателя, а ребенок действительно считает, что книга - один из лучших подарков.
Не секрет, что литература - сублимация наших чувств, исканий, желаний. Особенную концентрацию смысла, емкость образов и максимальное ускорение сознания можно найти в поэзии. Как и душа в понимании поэтов-романтиков, поэзия пребывает гостьей небесной на земле. Если я захочу объясниться в любви одному человеку, многим людям, всему миру, то выберу стихи.
Сегодня это будут три стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака, которые я когда-то была счастлива прожить впервые. Может быть, и Вам они напомнят о счастливых минутах жизни или позволят приблизить эти долгожданные минуты. Ведь поэзия - это воспоминания, которые не исчезают, и мысль, которая материализуется. Вот почему нужно читать светлые стихи и петь светлые песни.
* * *
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
1931
Взгляд поэта Пастернака на природу и быт очень гармоничен. Часто лирический герой, человек с чистым сердцем и незамутненным взором, подобно ребенку, растворяется в текущем моменте, в "здесь и сейчас". Пространство одухотворено, мысли и чувства человека переходят на объекты материального мира. Герой связан со всем бытием и испытывает к нему любовь, благоговея перед чудом жизни.
И вот в доме поселяются сумерки, зимний день, крыши и снег, которые видно в окно. Кстати, так описано состояние одиночества. Наступает даже минутное уныние, связанное с прошлым, с "неотпущенной виной". Но гармония возвращается с появлением "ты", а значит - будущности. Открывается дверь, дрожит портьера, слышны шаги. Одежда возлюбленной в снегу, облик героини естественный, чистый, даже немного неземной, нереальный.
Благодаря популяризировавшему настоящую поэзию режиссеру Эльдару Рязанову, его фильму "Ирония судьбы, или С легким паром!" (1975), композитору Микаэлу Таривердиеву и исполнителю Сергею Никитину стихотворение стало широко известным. Редкий феномен нашей культуры - даже в праздник оставаться задумчивыми мечтателями и интеллигентами до мозга костей. (Послушайте песню. На видео - только ссылка, но оно Вам, бесспорно, знакомо.)
ЗИМНЯЯ НОЧЬ
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе.
Свеча горела.
1946
Напомним, что "Зимняя ночь" включена в цикл "Стихотворения Юрия Живаго", который прилагается к роману "Доктор Живаго" и продолжает произведение, доказывая: искусство запечатлевает лучшие моменты жизни и делает их, как и личность творца, бессмертными.
"Зимняя ночь" создана молодым Живаго - будущим врачом и поэтом. Вспомним историю ее появления на свет. По Камергерскому переулку герой ехал на елку к Свентицким. В протаявшей скважине замерзшего окна молодой человек увидел огонь свечи. У Юрия Живаго родились строки, определившие предназначение героя – быть поэтом: «Свеча горела на столе. Свеча горела…» А за окном, по невероятному совпадению (нереалистический роман Пастернака унаследовал черты сказочного повествования), беседовали Лара, будущая возлюбленная Живаго, и ее жених Паша Антипов. Тогда Лара так и не решилась рассказать Паше о своей разрушительной связи с Комаровским, что в дальнейшем привело к расставанию героев.
Позднее, через годы, Юрий Живаго по памяти записывает стихотворение. Это происходит, когда перед окончанием гражданской войны главный герой, Лара и ее дочь вынуждены скрываться в отдаленном, заснеженном Варыкине. На Живаго наконец-то нисходит столь желанное вдохновение, его неусыпно трудящаяся душа горит, как свеча. Именно со свечой сравнивает его проснувшаяся посреди ночи Лариса: «А ты всё горишь и теплишься, свечечка моя ярая!»
Но большинство читателей прекрасно воспринимает стихотворение и в отрыве от романа. Перед нами - один из лучших образцов медитативной лирики. Стихотворение оказывает на читателя завораживающее действие, оставляет впечатление кружения (этому способствуют повтор, музыкальность интонации).
"Мело по всей земле", и только в комнате оставался островок тепла. Смешивались снег и пламя, тени и свет, женское и мужское ("кружки и стрелы" на оконном стекле напоминали обозначения Венеры и Марса), скрещивались судьбы. Стихотворение замечательно тем, что в нем земная любовь проявляет себя как высокодуховное, связанное со святостью, обращенное в вечность явление: "...жар соблазна вздымал, как ангел, два крыла крестообразно".
Песни, написанные на эти стихи, пели многие исполнители. Выразительнее всех мне кажется композиция Николая Носкова.
И, наконец, еще одно прекрасное стихотворение - одно из последних, написанных Пастернаком. Оно запечатлевает особое состояние природы и человека - состояние тепла, талости, размягчения, оттепели посреди зимы, драгоценного соединения, "объятья", - передает вечное в сиюминутном, вселяет в сердце надежду. Зимой день начинает удлиняться, и законы, согласно которым живет Вселенная, неизменно и верно ведут нас своими тайными, древними путями, нужно только довериться бытию, соединиться с ним. Возможно, ощущение, что ход времени остановился, и есть ощущение счастья, полноты существования. (Предпоследняя строка стихотворения впоследствии дала название роману Чингиза Айтматова.)
ЕДИНСТВЕННЫЕ ДНИ
На протяженье многих зим
Я помню дни солнцеворота,
И каждый был неповторим
И повторялся вновь без счета.
И целая их череда
Составилась мало-помалу –
Тех дней единственных, когда
Нам кажется, что время стало.
Я помню их наперечет:
Зима подходит к середине,
Дороги мокнут, с крыш течет,
И солнце греется на льдине.
И любящие, как во сне,
Друг к другу тянутся поспешней,
И на деревьях в вышине
Потеют от тепла скворечни.
И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.
1959
С наступающим Новым годом! Пусть он будет светлым и добрым! И хороших, интересных Вам книг!
_________
Список статей канала со ссылками облегчит вам работу!
По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.
Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!