Найти в Дзене
Всем балет!

Чем жил ленинградский балет 80-х? Чувство ностальгии в старых фильмах о театре и училище

Оглавление

Праздники - лучшее время, когда можно никуда не торопиться: все дела уже сделаны, новые еще не поглотили. Можно наконец заняться тем, что давным-давно откладывалось в долгий ящик, например, посмотреть интересные фильмы.
Сегодня предлагаем вашему вниманию подборку невероятных документальных фильмов о балете,
эти сюжеты - настоящий клад Гостелерадиофонда! Просмотр архивов позволит не только услышать великих деятелей балета того времени, но и увидеть, как прогрессировало телевидение, как изменились операторская работа и сценарии. Как никогда можно ощутить дух времени и понять, как оно быстротечно, ведь многих артистов балета, которые снимались в этих фильмах, уже нет с нами, но их мысль живет на сохранившейся пленке... Приятного просмотра!

Агриппина Ваганова (1986)

Мы переносимся в Ленинград конца 1980-х, когда хореографическим училищем руководит Константин Сергеев, а его жена Наталия Дудинская с 1964 года работает там педагогом.

Есть мнение, что Дудинская не обладала талантом педагога, но тем не менее много лет вела класс усовершенствования балерин, который ей передала Ваганова. Масла в огонь подлила трагическая история с Валентиной Семуковой, которую, как писали критики, Дудинская хотела видеть как результат собственной работы, потому не щадила на репетициях.

Рассказ об Агриппине Вагановой в фильме ведет именно Наталия Михайловна, поскольку она была ее любимой ученицей и как никто другой может рассказать о своем педагоге. Также в фильме снимались Майя Плисецкая, Ирина Колпакова, Нинель Кургапкина. Даже показан фрагменты репетиции юных Жанны Аюповой и Галины Мезенцевой...

Об Агриппине Вагановой снято и написано очень многое. Но этот фильм не похож на короткие сюжеты программы "Абсолютный слух", к которому уже так привыкло наше поколение. Кроме того, формат этой программы не предусматривает показа больших фрагментов архивных записей. Словом, какое время, такая и подача: динамика, скорость и даже поверхностность.

В фильме 1986 года все иначе: жизнь только начинает набирать обороты, операторская работа была совсем другой, а монологи героев - настоящее откровение. Неспешное время, когда балерины могли себе позволить готовить новый балет два-три месяца, безвозвратно ушло.

Можно заметить, в каком ветхом состоянии была школа и как она преобразилась сейчас, как изменился репетиционный зал Мариинского театра. Страшно представить, сколько сменилось артистов и педагогов-репетиторов, а эти стены помнят всех.

Майя Плисецкая с горечью вспоминает, что она так и не поработала с Вагановой, хотя Агриппина Яковлевна приглашала ее: однажды во время гастролей она зашла к Плисецкой в гримерку и сказала: "Приезжай, сделаем такое "Лебединое озеро", что мир перевернем". Но рабочая встреча так и не состоялась. Позже Ваганова приезжала в Большой театр и встретилась (взглядом) с Плисецкой. Майя Михайловна всю жизнь помнила этот взгляд, полный насмешливого укора, как бы говорящего: "Эх ты..!"

Наталия Дудинская вспоминает, как она встретила Ваганову в Молотове, когда измученная долгой дорогой и голодом, очень похудевшая Агриппина Яковлевна приехала, чтобы продолжать работать. В этом была вся Ваганова - через четыре дня приступила к урокам.

Диалог со сценой. О творчестве балерины Наталии Дудинской (1988)

Этот фильм можно смело воспринимать как продолжение предыдущего, ведь Наталия Дудинская - балетное продолжение своего педагога Вагановой, в этом заключается преемственность петербургского стиля в балете. Кстати, Наталия Михайловна была не в восторге от факта, что в Кировский театр стали принимать выпускников других балетных школ. Балерина писала в мемуарах, что таким артистам почти никогда не удается уловить этот особый балетный почерк, присущий ленинградцам, формирующийся только в детстве.

Впечатляют уникальные кадры с урока актерского мастерства, на котором Дудинская и Сергеев репетируют с ученицами сцену ревности Никии и Гамзатти. Удивительно, как Наталия Михайловна в таком солидном возрасте показывает пантомиму, отыгрывает все эмоции...

Сохранились уникальные кадры с урока Вагановой, где можно узнать юную Дудинскую и ее сверстниц в знаменитом зале. Эти фрагменты уже почти не используются в современных передачах.

«Дудинская была моей первой Лауренсией», — говорит Вахтанг Чабукиани в своем монологе. Говорят, что изначально премьеру этого балета должна была танцевать Алла Шелест, но по состоянию здоровья балерина должна была отказаться. И тогда Наталия Дудинская выручила балетмейстера, поскольку смогла в краткие сроки выучить порядок и подготовиться к премьере. Талант Дудинской был именно тем материалом, которым можно было обогащать искусство балета, шлифовать, как бриллиант, открывая новые горизонты.

Фильм особенно ценен обилием монологов Константина Сергеева, Бориса Брегвадзе, Вахтанга Чабукиани, Нины Беликовой, а также танцами учениц Дудинской: Маргариты Куллик, Аллы Димитриевой.

Балерина Любовь Кунакова (1984)

А вот и пример того, как выпускники Пермского училища покоряли Кировский театр... Сначала была Галина Рагозина, позже - Ольга Ченчикова, Марат Даукаев, и вот Любовь Кунакова. Художественные руководители приглашали артистов, и постепенно зритель и сцена принимали их. В наши дни границы театров и школ окончательно стерты, балетный мир стал более открытым, каждый артист свободен в выборе.

В 1974 году Любовь Кунакова была приглашена в Кировский театр, где постепенно обогащала свой уже довольно богатый репертуар ведущими партиями в постановках Мариинского театра. Молодая балерина была очень техничной, особенно хорошо ей давались вращения. Но тогда постепенно появлялась тенденция на стройность и даже худобу, "сухость" фигуры артисток балета. На фоне своих успешных коллег Алтынай Асылмуратовой, Галины Мезенцевой Любовь Кунакова выглядела крупновато. Но зато ее обаяние сражало зрителя наповал, особенно в партии Китри.

Очень искренние, и даже где-то наивные монологи Любови Кунаковой в фильме прекрасны. Молодая балерина признается, почему ей не нравятся партии Мирты, Мэхмене Бану, Гамзатти, все потому что ей гораздо проще танцевать положительных персонажей. Звучат переживания артистки о репетиционном процессе, о том, что Ирина Александровна Колпакова постоянно находит недочеты в исполнении, хотя партия уже станцована много раз... Это очень огорчало балерину.

Кунакова репетировала под руководством Ирины Колпаковой, постепенно впитав в себя петербургский стиль и полюбившись привередливому ленинградскому зрителю. В настоящее время Любовь Алимпиевна работает педагогом-репетитором в Мариинском театре с Викторией Терешкиной, Еленой Евсеевой и Марией Ильюшкиной.

🎭 Фильмы и интервью о балете 2020 года, обязательные к просмотру

#кино #ссср #телевидение #афиша #фильм