Сегодня мне захотелось поговорить с вами о самой главной, наверное, фигуре сериала "Великолепный век" - султане Сулеймане.
Для меня, его личность была двойственной. Я не могу назвать его только положительным либо только отрицательным героем. Конечно, некоторые поступки могли бы вызвать во мне гнев, например, но все кроется, как я думаю, в его психологии.
Как ни странно понять султана, мне лично, помогла его мать. Валиде, как никто другой, знала своего сына (хотя и подтупливала порой, забывая характер дитятки). Только она знала всё о своём ребенке: его привычки, его сильные стороны и его страхи.
А страхи у Сулеймана были. Но самый сильный и самый главный страх, который буквально сводил с ума повелителя, тянулся за ним с момента восшествия на престол - султан безумно боялся быть похожим на своего отца. Этого же боялась и Валиде, о чем она прямо ему сказала.
Стоит вспомнить сначала монолог Сулеймана, где он, обращаясь к отцу, просит помочь его и Аллаха не дать заглушить в себе голос совести. Он боялся потерять совесть и совершить несправедливый поступок, что потом, как мы все увидели, и случилось.
Кроме того, как-то и Валиде сказала своему сыну об этом. Это произошло в момент, когда она просила не посылать Ибрагимку в очередной поход и оставить его с ноющей Хатидже.
Понятно, что падишах рассвирепел буквально от того, что в его политические дела вмешивается женщины, пытаясь повлиять на его же решения.
Но в этот момент Валиде испугалась, потому что увидела в лице Сулеймана не её любимого и справедливо-заботливого шехзаде, а его отца - грозного султана Селим хана.
Самыми точными словами матери, полностью раскрывающими натуру султана, были слова о том, что у падишаха две половины, одна из которых озарена светом, а другая находится в тени.
Валиде, думаю, понимала, что султан имеет двойственную натуру, где рядом с романтичным и заботливым падишахом находится импульсный, ревнивый и жестокий Султан Сулейман хан. Это его так не хотела видеть Хафса в своём сыне. Это его черты наводили ужас на мать и все окружение повелителя.
Кроме того, Валиде, пыталась в свое время предостеречь султана от необдуманных поступков.
Помните, когда Сулейман пришёл к матери, чтобы одобрить её предложение о женитьбе Мустафы и Айбиге, Валиде завела разговор, который испугал султана, но оказался пророческим.
Хафса говорила о том, что рядом с сыном могут оказаться те, кто попытается настроить его против его же детей, заставить отдать предпочтение своему ребёнку. Она умоляла сына не поддаваться таким разговорам и слушать голос совести, который, как надеялась Валиде, не даст совершить сыну непоправимое.
Валиде сказала буквально пророчество, хотя исходила, конечно же, из опыта предыдущих поколений. Но все же надеялась, что её сын окажется более мудрым и не совершит преступления против своего ребёнка, как в свое время собирался сделать отец Сулеймана - Селим, приславший отправленный кафтан.
Валиде думала и боялась, что её сын также способен причинить вред своим детям во имя сохранения своей власти, ведь султан был ревнив и нетерпим ко всему, что касалось его власти.
Хафса оказалась права: боязнь предательства и захвата власти, смогла заглушить голос его совести, и подвела падишаха к преступлениям, скорее нравственным, ибо закона государственного он не нарушал.
Султан уничтожил своих сыновей, оказавшись во тьме своих страхов и напрочь забыв о том, что также когда-то мог оказаться на их месте. Забыл,что когда-то боялся причинить зло своим наследникам. Забыл, что боялся стать похожим на своего отца.
Сулейман, так боявшийся, что могущество, власть и гордыня подчинят его себе, забыл о своих опасениях и сдался этим "порокам", выпустив свою тёмную сторону души на свободу.
Мне кажется, что по-другому быть, к сожалению, не могло. Ведь одним из самых ярких впечатлений человека являются события, связанные с его детством: рассказы и реальные случаи, произошедшие в достаточно нежном возрасте, оставляют яркий след.
Сулейман же слышал и знал, как боролись его предки за престол, уничтожая единокровных братьев; как отец пытался убить своего же сына. Это отложилось у султана, и он в какой-то момент пришёл к тому, что это нормально. Так было и должно быть.
И нельзя забывать, что обладая властью и силой, человек поднимается слишком высоко, чтобы избежать "головокружения"!
Я пришла к таким выводам, а что думаете вы? Помните слова Валиде? Что думаете?