Найти в Дзене
Усадьба Кусково

Петр Шумахер - "забытых поэтов не бывает"

Как пришла пора весенняя,
Раскудрявела березанька,
Зацвели цветы душистые,
Во лесах запели пташечки,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
Словно жемчуг звезды яркие
Сыпью по небу раскинулись.
На воде играют заблестки,
В плесе рыбка не наплещется.

Пётр Васильевич Шумахер
Пётр Васильевич Шумахер

Пётр Васильевич Шумахер (6 (18) августа 1817 — 11 (23) мая 1891, Москва) — русский поэт-сатирик, пародист и юморист.

Москва знавала многих литераторов. Более известным поставила памятники и основала музеи, менее значительным установила мемориальные доски и сборники сочинений. Таких же, как Петр Васильевич Шумахер, практически позабыла.

Предками Петра Шумахера были датчане, поляки и немцы кровь. Уроженец Нарвы, он учился в Питере, служил в Сибири в канцелярии генерал-губернатора края и управляющим золотыми приисками, страдал от несчастного брака в Нижнем Новгороде и уже после отставки вернулся в Питер, чтоб стать профессиональным литератором. Оставшись без гроша и без угла, поселился в Москве, вернее, стал кочевать по городу, живя у друзей и получая 150 рублей жалованья в год, как артист Артистического кружка.

Это был циничный, но жизнелюбивый человек. Внешне похожий на Бальзака, он и в повадках был большой гедонист. Поэт прекрасно знал физику и математику, древние языки, свободно владел немецким, английским, французским и итальянским языками.

Его первый сборник стихов был сразу же запрещен цензурой. Кроме того, было возбуждено судебное дело и весь тираж уничтожен. Петр Васильевич был вынужден уехал из страны.

Его стиль - непринужденный, скорый, острый - не принес Шумахеру ни богатства, ни славы. Его очень быстро забыли: как нецензурные стишки, так и образцы гражданской сатиры.

-2

Наиболее прочную славу Шумахер приобрёл благодаря приписываемому ему анонимному сборнику нецензурной (или срамной) поэзии «Между друзьями», впервые изданному в Лейпциге и Веймаре в 1883 году.

Среди его близких друзей были К. Т. Солдатенков и П. И. Щукин, которые присылали поэту ящиками новые книги. Также другом поэта был Тургенев, который издал за границей два томика стихотворений Шумахера, переводчик Шекспира Н. X. Кетчер и московский гражданский губернатор В. С. Перфильев, у которых он подолгу квартировал, историк И. Е. Забелина, доктор П. Л. Пикулина, автора замечательных юмористических рассказов И. Ф. Горбунов.

Подружился Шумахер и с графом Сергеем Дмитриевичем Шереметевым и последние четыре года прожил в его Странноприимном доме у Сухаревой башни, наконец-то заимев собственное жилье.

Петр Шумахер очень любил загородную резиденцию графа усадьбу Кусково. Согласно некоторым источникам, он завещал похоронить свой прах "в Кусковском парке под рябиной со скворечником".

Большая часть его творчества так и осталась неизданной. Но Шумахер, кажется, не особенно горевал об этом. У каждого своя жизнь и свой взгляд на нее.

-3

Подготовленный самим поэтом последний сборник стихотворений вышел спустя одиннадцать лет после смерти автора под заглавием "Стихи и песни".


КРИКИ РАЗНОСЧИКОВ

В немой тоске один сижу больной;
Передо мной унылый вид на крышу;
Живой души не вижу ни одной,
Лишь со двора глухие крики слышу.
О родине раздумаюсь подчас:
У нас есть всё, мы всем, кажись, богаты;
Но отчего не многие из нас
На общий труд выходят вон из хаты?..
"Халат-халаты!"

Потешно мы свершаем жизни путь,
То шаг вперед, то два шага обратно;
Впрягли "авось", "небось" и "как-нибудь",
Да и кружим по Руси необъятной.
И думаем, что мы летим вперед,
Что, натянув взамен кафтанов фраки,
Цивилизованный вдруг сделались народ
И затевать со всеми можем драки...
"Живые раки!"

И что нас ждет? Чем кончится сумбур?
Опомнимся, как вздуют нас вторично:
Уверены в себе мы чересчур,
Хвастливы мы уж больно неприлично;
Сторонники классических наук,
На деле мы плохие филозофы;
Что нас спасет, помилуй бог, как вдруг
Мы доживем до грустной катастрофы?
"Бутылки-штофы!"

1872