Английский король Генрих VIII Тюдор мог мнить о себе что угодно, оставаясь на своем острове. Мы же без преувеличения можем сказать, что вся политика Западной Европы первой половины XVI века воплотилась в двух лицах: в императоре Карле V Габсбурге и короле Франции Франциске I Валуа.
Эти два монарха получили от предшественников конфликт, называемый сегодня Итальянскими войнами 1494-1559 гг. Они же передали его на разрешение своим наследникам. Четырежды Карл и Франциск начинали войны и четырежды заключали мир.
Много раз император и король встречались лично, отдавая себя в распоряжение врага. Одна из таких встреч, произошедшая в 1540 году, стала центральным историческим фоном романа Александра Дюма «Асканио». Вот еще один повод, читая Дюма, узнать что-нибудь стоящее.
Первая война Франциска I и Карла V произошла в 1521-1526 гг. Она же является самой разрекламированной в исторической литературе. Главным образом благодаря сражению при Павии.
Повод к столкновению тогда еще молодые монархи унаследовали от предшественников. Впрочем, Франциск как более старший (он родился в 1494 году – при самом начале Итальянских войн, Карл – в 1500 году) приложил к разжиганию свою монаршью руку, еще в 1515 году захватив Милан.
Карл вступил на престол Испании в 1516 году. И, надо заметить, не собирался мириться с потерей Ломбардии. В 1519 году он становится еще и императором Священной Римской империи, что увеличивает вес его претензий.
В 1521 году соединенная испано-имперская армия вторгается в Ломбардию и отбивает Милан, Геную и что там еще успели ранее захватить французы. В 1524 году дело дошло до осады Марселя. И вот в 1525 году Франциск ведет свою армию в Северную Италию. 24 февраля 1525 года происходит сражение при Павии. Французы разбиты, король попадает в плен.
Пленение монарха часто обозначало проигрыш всей войны. В 1526 году плененный Франциск подписывает мир, по которому уступал не только Италию, но и Бургундию со всеми бургундскими владениями, прихваченными Францией после гибели в 1477 году Карла Смелого, герцога Бургундского.
Год начала второй войны – 1526 – говорит, что кое-кто не собирался соблюдать условий мира. Не будем показывать пальцем, хотя это Франциск. Италия еще куда ни шло – всё равно ее уже захватили испанцы, но отдавать Бургундию? Пардон муа, месье, ну-ка выкусье.
Тем более, что в дело вступили итальянские качели. То есть итальянские мини-государства встали на сторону, воюющую против доминирующей в Италии державы. Раньше, пока тут господствовали французы, итальянцы не любили Францию. Теперь им не нравилась Испания. К итальянским государям, между прочим, относился и папа римский.
Война выдалась сложная, с драматическими поворотами ситуации. Если учесть, что мира между двумя войнами почти не было, можно понять, что платить наемникам было нечем. Бравые испанские ландскнехты (разумеется, испанцев среди них было меньшинство) откололись от имперской армии и в качестве уплаты задолженности по зарплате захватили и разорили Рим. Французскую же армию истрепала чума.
В общем, утомленные противники в 1529 году помирились. Северная Италия осталась за Карлом. Ему же отошли фландрские владения бывшего бургундского дома (современная Бельгия). Но сама Бургундия осталась за французами.
Поводом к третьей войне стала смерть герцога миланского. Дело в том, что владение Миланом Испания и Франция осуществляли не напрямую, а через вассального герцога. И вот он умер. Карл V тут же присвоил Милан себе лично. Такого свинства Франциск не стерпел и в 1536 году начал новую войну.
Тут противники разминулись. Франциск вторгся в северную Италию, завладел Турином (Пьемонт). Карл V ворвался в Прованс и осадил Марсель. Как-то они не горели жаждой снова встретиться на поле боя. Война выдалась вялая и в 1538 году противники заключили перемирие на 10 лет при сохранении статус-кво. То есть Пьемонт остался за Франциском, а Милан за Карлом.
Вот здесь-то в 1540 году и происходит действие романа «Асканио». Подоплека исторического фона такова. Во Фландрии против Карла начинается восстание. Для подавления его Карл просит у французов позволения проследовать из Испании во Фландрию через Францию. Позволение было дано.
Встречу двух монархов в Фонтенбло и в Париже и описывает Дюма. Причем Франциск у него – воплощенное благородство, а Карл – трепещущий от страха неприятный человек. Боялся же он простого – пленения. А что? Дело-то естественное, прихватить своего противника, отдавшегося ему в руки.
Впрочем, всё прошло гладко, на высшем уровне. Произошли переговоры, на которых рассматривался брак между дочерью императора и младшим сыном короля Франции. В приданное принцу предназначалось яблоко раздора – Милан. Но не сложилось.
В 1542 году отношения между Франциском и Карлом зашли так далеко, что десятилетнее перемирие было признано успешно досрочно оконченным. Началась четвертая по счету война. Еще более бесплодная, чем предыдущая. На этот раз в боевые действия вмешались упомянутый выше Генрих VIII (а вы думали, я его зря приплел?) и еще султан турецкий.
Долго ли коротко ли, а боевой пыл сошел на нет вследствие взаимного истощения казны и полной бесперспективности боевых действий. В 1544 году противники заключили четвертое, на этот раз последнее перемирие.
Еще какое-то время продолжалась война между Францией и Англией, но и она завершилась в 1546 году. А в 1547 Франциск I умер.
Последняя вспышка Итальянских войн произошла в 1551-1559 гг. Ее начал сын Франциска Генрих II. Карлу всё это дело надоело и в 1556 году он натурально ушел на пенсию, разделив владения между братом (Империя) и сыном (Испания). Те еще потрепыхались немного и заключили мир. Милан остался за Испанией. Зато французы окончательно вышибли англичан с континента.