Да кто ж его знает... Вроде бы во всех остальных случаях на этом можно было бы закончить статью. История не терпит сослагательного наклонения, поэтому гадать, каким мог бы выйти очередной гипотетический альбом той или иной группы, мало того что бессмысленно, так еще и невозможно. Но только не в случае с Nirvana.
Несмотря на рамки конкретного жанра, а также кажущуюся схожесть всех альбомов группы, звучание каждого из них все же было разным и постоянно менялось: дебютник "Bleach" содержал очень тяжелую, тягучую, мрачную и почти металлическую музыку; культовый "Nevermind" представил довольно прилизанное коммерциализированное гранж-звучание, а последний "In Utero" соединил в себе обе эти крайности, балансируя между грубой сыростью и поп-мелодизмом. Поэтому вне всяких сомнений, альбом, последовавший за ним, был бы также другим.
В свои последние годы Курт Кобейн неоднократно высказывался, какие изменения, по его замыслам, должна претерпеть музыка коллектива в ближайшие несколько лет, и вообще строил большие планы на будущее.
Очерчивает примерные контуры дальнейшего творчества Nirvana интервью, данное Кобейном в Сиэтле в 1993 году. В нем музыкант говорит, что его музыкальные вкусы, а также вкусы других участников группы постоянно меняются: та музыка, которую они выпускали до этого и заложниками которой в определенный момент стали, им наскучила. В последнее время Nirvana много экспериментируют и хотят, чтобы их новый альбом был записан с применением различных эффектов. Курт даже отмечает, что, помимо панка, испытывает сильное влияние новой волны и в своем творчестве хотел бы переизобрести данное музыкальное направление вместе с брейк-дансом. Так что альбом "In Utero" - последняя глава в истории трехаккордной гранж-музыки Nirvana.
Первые наброски нового материала стали появляться уже в конце января 1994-го, когда была записана последняя песня Курта Кобейна "You Know You're Right". Но по своей сути она еще ничем не отличалась от того, что создавала Nirvana все эти годы - всё это было еще не то. Работа над грядущим альбомом должна была стартовать только в середине марта 1994 года. Планировалось, что в процессе его подготовки и записи примет участие вокалист группы R.E.M. Майкл Стайп, по совместительству большой друг Кобейна. И личность Стайпа фигурирует здесь неспроста.
Судя по всему, в будущем музыка Nirvana имела бы значительные пересечения со звонкой и мелодичной музыкой альтернативщиков R.E.M. В том же 1993 году, описывая звучание следующего альбома, Курт назвал его "очень воздушным, акустическим, как последний альбом R.E.M.", имея ввиду пластинку группы "Automatic for the People" 1992 года.
Сам Стайп также много высказывался как о самом Кобейне, так и о его творческих перспективах:
"Да, он много говорил о том, в каком направлении будет двигаться. Я имею в виду, что знаю, как звучал бы следующий альбом «Нирваны». Он был бы очень тихим и акустическим, с большим количеством струнных инструментов".
Представлять так и не вышедшее новое творение Nirvana в виде альбома R.E.M. "Automatic for the People" крайне интересно. Изначально Майкл Стайп, Питер Бак и другие участники группы планировали сделать его более тяжелым и агрессивным, по сравнению с предыдущим "Out of Time" с его мягким хитом "Losing My Religion", - параллель с гранжевым прошлым Nirvana налицо. Впрочем, достаточно жестких номеров для пластинки не набралось, поэтому основное место на ней заняли душераздирающие изысканные баллады по типу "Everybody Hurts".
Учитывая такие поздние песни Nirvana как "Dumb", "All Apologies" и "Pennyroyal Tea", голос Курта вполне удачно бы лег на новый избранный им музыкальный стиль. Так что во второй половине 90-х у Nirvana были все шансы стать группой для утонченных ценителей и интеллектуалов.
Однако в марте 1994-го, в его последний месяц жизни, состояние Курта было настолько тяжелым, что его можно было считать уже и не вполне живым. Буквально в самый последний момент Кобейн отменил все договоренности со Стайпом и окончательно погрузился в пучину саморазрушения.
Вокалист R.E.M. впоследствии сокрушался:
"Это была бы чертовски замечательная запись, и я даже немного зол на него, за то что он убил себя. Мы с ним собирались сделать пробную версию альбома, демозапись. Всё было готово. У него был билет на самолет. Машина, которая должна была забрать его. И в самую последнюю минуту он позвонил и сказал: «Я не смогу прийти»".
Коренных перемен в истории Nirvana ждал не только Стайп. Фанаты группы с радостью предвкушали, в каком русле будет развиваться творчество их кумиров в дальнейшем; казалось, даже сам Курт Кобейн оптимистично смотрел в будущее. Но выстрел из ружья 5 апреля 1994 года поставил жирный крест на всех этих ожиданиях и заодно дал понять, что, вопреки всем надеждам, история Nirvana подошла к концу. И все-таки жаль, что ее новый, кардинально другой по музыкальному содержанию альбом так и не вышел... Или все же вышел?
Как бы это удивительно ни звучало, но перед своей смертью Курт Кобейн все-таки успел оставить миру примерный образ того, как именно выглядела бы его музыка в дальнейшем. И содержится это предсмертное послание в концерте Nirvana "MTV Unplugged", записанном в ноябре 1993-го и выпущенном в качестве живого альбома после кончины Курта в 1994 году.
На нем в рамках правил данного телевизионного шоу группа исполнила свои песни под акустические гитары в довольно тихой и сдержанной манере, сидя в уютном кругу в окружении цветов и свеч. Среди инструментов присутствовала и виолончель - всё как хотел Курт.
Признаться честно, больше всего данное выступление напоминает похороны. Похороны главного действующего на концерте лица, но проглядываются во всем этом и ростки чего-то нового, свежего, переродившегося, того, что назревало и готовилось вырваться наружу уже очень долго, но, к сожалению, так и осталось нереализованным.
Читайте также:
Удивительная история, стоящая за рисунком на футболке, в которой часто ходил Курт Кобейн
5 рок-песен, написанных случайно
Песни, каверы на которые получились лучше, чем оригиналы
Их было мало, но своей музыкой они изменили мир. Известные гитаристы-левши