Найти в Дзене
Levitov Chess

Ле «mutdpro» Туан Мин: «Всегда хочется узнать, где твой потолок!»

Молодой вьетнамский шахматист, который обошел десятки более известных игроков и уверенно пробился в финал Levitov Chess Christmas Cup, – одна из самых колоритных и неожиданных фигур серии. Ле Туан Мин не раз проявил необыкновенную «живучесть», многократно похороненный, на падающем флажке, с честью выходил из передряг.

Впрочем, последнее едва ли может вызывать удивление – он один из самых быстрых и вертких онлайн-шахматистов, обретший популярность под ником «wonderfultime». Он побеждал в Titled Tuesday, да и на Арене LiChess, причем не раз и с участием Магнуса. Так, на все вопросы этого интервью реактивный вьетнамец ответил минут за 15…

– Для начала, представься: кто ты, откуда, сколько тебе лет?

– Мое имя – Ле Туан Мин, лучше целиком. Я из Вьетнама, мне 24 года.

– Где ты сейчас живешь и чем занимаешься, за исключением шахмат, разумеется?

– Живу в Ханое, это столица нашей страны. Сейчас в основном учусь на адвоката.

– Как давно ты играешь в шахматы? Как начал, сколько тебе тогда было лет, не было ли связано с этим какой-то истории? Кстати, в семье у тебя кто-то играет?

– С шахматами познакомился в 7, получается уже 17 лет назад. Как начал? Да обычная, в общем-то, история: я просто наблюдал как другие дети во дворе играют друг с другом. И решил попробовать свои силы. Понравилось… А вот в моей семье никто не играет.

– Насколько шахматы вообще популярны во Вьетнаме – 17 лет назад и теперь?

– Когда я начинал, особой популярности у них не было. Но сейчас интереса становится все больше и больше, многие родители вкладываются в обучение детей шахматам.

– Шахматы становятся престижным занятием во Вьетнаме?

– Можно сказать и так. Я вижу как в них вкладывают деньги, они становятся частью и в школе, и в университетской программе. Это очень приятно.

– Как много в стране сильных игроков? Много ли людей вообще занимается шахматами?

– Прямо сейчас у нас 11 гроссмейстеров. Сколько сильных игроков и как много людей в стране занимается шахматами, мне судить сложно. Никто не подсчитывает…

– Когда был маленьким, ты куда-то ходил заниматься, был ли у тебя тренер?

– В основном – сам. Мне помогали некоторые из моих друзей, мы что-то вместе с ними смотрели… Но в основном, конечно, мы играли. Мне что-то подсказывали и взрослые. А чтобы быть лучше, обязательно надо заниматься с тренером?

– В бывшем СССР, во всяком случае, так считалось…

– Ну, вам виднее. У вас столько сильных шахматистов. Во Вьетнаме такой практики нет, фактически каждый занимается как у него получается. Тренеров мало. Мне и сейчас никто не помогает. Занимаюсь в основном сам. Да фанаты помогают.

– Тебя считали талантливым ребенком, видели твои перспективы в шахматах?

– Скорее, да. Меня даже несколько раз приглашали на сборы…

– Был и у тебя кумир в шахматах? Тот, на кого хотелось быть похожим?

– Мой идол – это Левон Аронян! Я просто обожаю его исключительный стиль. Мне даже нравятся его увлечения. Но играть так как делает он, практически невозможно.

– Как бы ты охарактеризовал свой стиль игры?

– Мой стиль? Хм… Думаю, я мог бы определить его как строгий «с подкруткой».

– Много ли у тебя было побед в детских турнирах?

– Да, я выиграл много медалей. Нет, на «мире» я никогда ничего не выигрывал, зато у меня хватало «золота» по Азии и еще больше – в разных возрастах во Вьетнаме.

– В 19 лет ты выиграл взрослый чемпионат страны, чем произвел настоящий фурор. Как это случилось?

– Это было пять лет назад, но я помню как сейчас. Был очень сильный состав, играли все сильнейшие шахматисты страны, тем более было удивительно. Как так получилось? Мне кажется, я был очень хорошо подготовлен, да и без удачи не обошлось. Сперва выиграл, но потом пошли ничьи, что было не очень хорошо, но затем мне удалось выиграть сразу четыре партии подряд и как-то устоять в последней… В итоге – 5 побед и 4 ничьи, 7 из 9, и первое место! Это было по-настоящему круто. Наверное, мой главный успех дома.

– Удалось сделать что-то сравнимое с этим?

– Во Вьетнаме разыгрываются сразу три звания: в классике, рапиде и блице. В 2018 году удалось выиграть обе быстрых секции, а в 2020-м – стать классическим чемпионом.

– То есть, ты – действующий чемпион страны?

– Да, совершенно верно.

– Как считаешь, тот успех был случайностью или уже тогда ты был достаточно силен?

– У меня тогда было 2300 с хвостиком. Наверное, не самый сильный, но и не лох.

– Что в твоей жизни изменилось после той победы?

– Да практически ничего! Я понимал, что мне повезло, но еще надо много работать, чтобы достичь в шахматах чего-то серьезного.

– Назови свои главные достижения: турнирные победы, самые памятные партии?

– Самый крутой успех, по-моему, – 2-е место в HD Bank open в Ханое в 2018-м. Я набрал там 7 из 9 и сыграл со многими сильными гроссмейстерами, например, с Ван Хао. Там же выиграл, как мне кажется, и свою лучшую партию – у Чжоу Чена из Китая.

– Ты побеждал во Вьетнаме во многих турнирах по рапиду и блицу. За счет чего такие успехи?

– Да, так и было. Секрет моего успеха очень прост – много практики в сети!

– И всего-то? Никаких специальных навыков не надо?

– Ну, наверное, у меня неплохая реакция, я быстро считаю варианты. Да мне всегда это нравилось: ты играешь в блиц одну, пять, десять, сто партий… И постепенно начинаешь что-то понимать – куда ставить фигуры, как атаковать, защищаться. Это практика.

– Считаешь ли себя профессиональным шахматистом?

– Мне кажется, да. Причина проста: я много играю онлайн. Быть может, на уровне игры с классически контролем мои достижения могут показаться весьма скромными, но зато в сети у меня, думаю, неплохое будущее. Уже сейчас довольно много предложений.

– В таком случае, для чего ты отдал пять лет университету? Будешь ли работать по специальности или скорее вернешься к шахматной карьере?

– Иметь образование всегда полезно и престижно. Но я пока поиграю… Хочу выполнить третью норму гроссмейстера, две у меня есть – это ближайший план в шахматах. А если в какой-то момент почувствую, что «наелся» ими, я займусь другими делами. Но прямо сейчас сфокусирован на своей карьере. 24 – хорошее время для прорыва наверх.

– То, что с такими успехами ты до сих пор не гроссмейстер – действительно странно!

– Это объяснимо: с тех пор как я начал учиться, за три последних года, смог сыграть только в 4 или 5 классических турнирах, этого явно мало. Сейчас, окончив университет, меня уже больше ничего не останавливает показать все, на что я способен. Всё получится.

– Входишь ли ты в сборную Вьетнама? Играл, например, на олимпиадах?

– Да, но только последний год. Так что у меня есть шанс сыграть за сборную на олимпиаде в 2021 или 2022 году. Все теперь зависит от того, когда закончится карантин и объявят ее сроки.

– Общаешься ли с Ле Куанг Льемом? Он – точно лучший игрок Вьетнама?

– Да. Мы с ним как братья! Он прекрасный парень, и безусловно, лучший в стране.

– В чем конкретно ты уступаешь ему? И сможешь ли догнать его по силе игры?

– Он лучше в плане стратегии, более последовательный чем я. У нас было несколько ничьих в партиях друг с другом, но в целом я понимаю, что уступаю ему. Пока.

– Есть ли у тебя цель или мечта в шахматах?

– Цель? Для начала стать гроссмейстером. Ну и становиться сильнееееее! (смеется).

– Какого уровня хотел бы достичь?

– Не знаю. Возможно, 2600-2650.

– А стать, к примеру, лучшим игроком Вьетнама?

– Для этого надо превзойти Льема, а у него 2700+. Не думаю, что я сходу смогу достичь такого уровня, для этого надо было начинать чуть раньше, я уже немного староват… Но 2600 – вполне реалистичная отметка. Доберусь сперва до нее, а там посмотрим.

– Как случилось, что ты стал таким заядлым игроком онлайн?

– Тут все очень просто: у меня не хватало времени, чтобы ездить, играть в опенах. Вот я и стал катать в сети. Для этого не надо никуда ехать, компьютер всегда под рукой…

– Онлайн ты играешь все подряд? Или только блиц и буллет?

– Да, только блиц и буллет, к сожалению. Кстати, а ультра-буллет мы тоже считаем?

– Неужели интересно играть по 30 секунд?

– Почему по 30? Я и по 15 играю… А что, прикольно! Кто кому флаг собьет.

– Тебя называют «демоном скорости». Насколько быстро ты думаешь за доской?

– Я в этом не уверен. Не обязательно моментально делать ход. Можно спокойно играть премувами, причем, делать премувы для серии ходов. Это же весело, правда?

– Сколько часов в день ты обычно проводишь за компьютером в игре, гоняя блиц?

– Да сколько получится! Чем больше, тем лучше. Просто я уже пристрастился к этому, и мне не бывает скучно. Можно сказать, я провожу за игрой все свободное время.

– Не устаешь от такой нагрузки?

– Да нет, мне по кайфу!

– Твой стиль в онлайне отличается от живой игры?

– Немного. Так как онлайн для меня значит – блиц, то живая игра – это классика!

– То есть в блиц живьем ты хуже, чем с мышкой?

– Допускаю, что так. Все-таки наигрыш там и там несопоставимы.

– Твой самый высокий рейтинг на Chess.com и в LiChess?

– На Chess.com я был третьим или четвертым, на LiChess был первым в буллете! Если по цифрам, то на Chess.com у меня было что-то около 3070 в блиц и больше 3300 в буллет. Блиц на LiChess я играю не так много, а в буллет у меня было тоже под 3070.

– Почему в Chess.com ты взял ник «wonderfultime», а на LiChess – «mutdpro»?

– Я создал аккаунт «wonderfultime» около шести лет назад. Почему? Просто подумал, что не только я, но и мои соперники прекрасно проведут время, играя в шахматы. Что же до ника на LiChess, то я – фанат МЮ, да и захотелось создать какое-то новое имя!

– Твои самые важные победы в онлайн-турнирах?

– Я выигрывал и Titled Tuesday на Chess.com и пару раз Titled Arena на LiChess.

– Играли ли ты матчи с Магнусом Карлсеном или Хикару Накамурой?

– Играл с Магнусом на Арене, и, конечно, много раз с Хикару на Chess.com.

– И как, ты играешь быстрее них? Или давай так – кто играет быстрее тебя?

– Да много кто! И Накамура, и Карлсен, и Народницкий, и Фируджа, и Танг… Я слишком слабый для них. С такими монстрами мне бороться сложно, тем более в матчах. Но тут все просто: рейтинг имеет цену – и теряя рейтинг, играя с ними, ты приобретаешь опыт.

– Как думаешь, в будущем у тебя появятся шансы против монстров?

– Что ж, я думаю, что если мне будет везти или попаду на их плохой день, то я смогу. В целом же они намного сильнее меня играют в шахматы. Это для меня очевидно.

– Ты очень популярен в онлайн-тусовке. Хочешь добиться такого же в живой игре?

– Надеюсь, мы все этого хотим, правда? (смеется)

– Конечно! Кстати, как ты узнал о Levitov Chess Christmas Cup и что думаешь о нашей серии?

– Прочитал о серии на заглавной странице LiChess. Мне очень нравится. На самом деле таких турниров не так много в интернете: можно и попрактиковаться с очень сильными соперниками, и выиграть реальные деньги. Правда, для этого надо попасть в финал.

– Тебе об этом не стоит беспокоится: ты гарантировал себе место в финале одним из первых!

– Рад об этом слышать. На самом деле я очень старался. Сыграл прилично первые два турнира, а следующие два получились не очень. Попробую сыграть лучше в пятом турнире.

– Тяжело ли бороться против хороших русских игроков?

– Да, они действительно сильны и хорошо знают теорию. Считал, что мне очень повезло, если смог победить их, во всяком случае, достойно смотреться в их компании.

– Ставил себе задачу пробиться в финал?

– Конечно! А зачем же еще играть?

– С кем из приглашенных: Крамник, Грищук, Аронян, Морозевич, хотел бы сыграть?

– Ну, разумеется, с Ароняном. Я, кажется, говорил, что он – мой любимый игрок!

– Чего ждешь от финала?

– Хочется пройти как можно дальше. Каждый новый турнир с сильными соперниками – это шанс проверить, где твой потолок. Вот и узнаю, на что я сейчас способен…