Найти тему

Экономика многоразовых ракет для чайников

Оглавление

Попробуем разобраться в экономической выгоде от применения многоразовых ракет и систем вывода.
Все расчеты и параметры огрублены разумеется и на особую точность не претендуют.


Примеры многоразовых систем

Space Shuttle - система обладала почти полной многоразовостью. Спасались боковые ускорители и космический челнок с мощными двигателями.
Сгорал только топливный бак не имевший двигателей.

-2

Falcon 9 - тяжелая ракета со спасаемой первой ступенью. Первая ступень садится вертикально, вторая ступень сгорает.

Если сравнивать экономику Шатла с одноразовыми ракетами аналогичной грузоподъемности, то достоверно можно сказать что одноразовые ракеты выгоднее. С этим никто не спорит.
А по Фалькону пока не понятно.


Себестоимость запуска

Затраты на пуск ракеты складываются из множества факторов.
Начиная с разработки системы, заканчивая пусковыми услугами.
Опустим затраты на разработку для упрощения. Да и в целом я стараюсь все представить в как можно более простом виде.


Себестоимость запуска одноразовой ракеты будет исходить из:

  • Производства ракеты
  • Пусковые услуги

Для многоразовых:

  • Амортизация ракеты
  • Межполетное обслуживание
  • Пусковые услуги

Амортизация многоразовой ракеты это грубо говоря ее стоимость производства разделенная на кол-во произведенных пусков одного экземпляра.
К межполетному обслуживанию отнесем все затраты по посадке и ремонту.

Преимущества и недостатки

Многоразовые системы имеют меньшую грузоподъемность. Это значит что снижается общая полезная работа запуска ракеты. В случае спасения только первой ступени на Фальконе, потери в полезной нагрузке составляют 30%.


Формула сравнение эффективности

Предположим мы имеем одноразовую и полностью многоразовую ракету с одинаковой стартовой массой. И стоимость пуска одноразовой ракеты примем за 1

Переменные:

  • ПРО - производство одноразовой ракеты
  • АР - амортизация многоразовой ракеты
  • ПУ - пусковые услуги (одинаково для обоих вариантов)
  • МО - межполетное обслуживание многоразовой системы
  • ПН - сколько выводит полезной нагрузки многоразовая ракета относительно многоразовой

Пуск одноразовой ракеты = ПРО + ПУ = 1

Пуск многоразовой ракеты = (АР + МО + ПУ) / ПН = ?

Если по второй формуле результат окажется меньше 1 значит многоразовая ракета эффективнее.

Пример расчета (параметры приближены к реальным)

Запуск современных гигантских ракет дорогое удовольствие. И значительную часть затрат несут пусковые услуги.
Производство многоразовой ракеты по типу Фалькона будет немного дороже, а ее ресурс в теории 10 пусков на практике пока меньше. Капитальный ремонт в расчет брать не будем. Потери в полезной нагрузке по схеме Фалькона составят 50% и это достаточно оптимистичная оценка (Фалькон Хеви теряет больше 50% например).
Короче возьмем такие параметры для примера:

  • ПРО = 0,7
  • АР = 0,14
  • ПУ = 0,3
  • МО = 0,1
  • ПН = 0,5

Получаем:

Пуск одноразовой ракеты = 1

Пуск многоразовой ракеты = (АР + МО + ПУ) / ПН = 1,08

Получается одноразовая ракета эффективнее на 8%

-3

Пример расчета (технологии будущего)

Предположим мы создали новый ракетный двигатель с удельным импульсом в 8 км/с (сегодня где-то 3.5). Это резко снизит потребность в топливе. При той же полезной нагрузке стартовая масса ракеты уменьшится раз в 5 и затраты на запуск соответственно тоже. Можно будет делать систему одноступенчатой и энергетики хватит, не надо ракету собирать. Из за повышенной эффективности снизятся потери в полезной нагрузке так как гораздо меньше топлива надо оставлять. При этом стоимость производства ракеты сильно возрастет наверняка, но предположим мы добились большого ресурса чтобы это было не существенно.
Итак фантазируем:

  • ПРО = 0,9
  • АР = 0,2
  • ПУ = 0,1
  • МО = 0,1
  • ПН = 0,8

Пуск многоразовой ракеты = (АР + МО + ПУ) / ПН = 0,5

Получается что многоразовая ракета скорее всего будет в 2 раза эффективнее. Тут конечно не учтено что возможно одноразовый аналог будет сделан на более простых технологиях и будет сильно дешевле многоразового, но при этом сильно возрастут ПУ так как стартовая масса сильно возрастет и прочее описанное выше.
Удельный импульс в 8 км/с кстати говоря вполне достигался на экспериментальных ядерных ракетных двигателях. Но пока это все же больше фантастика

Вывод

На первый взгляд многоразовая система должна быть эффективнее, но потери в полезной нагрузке и дорогие услуги пуска все меняют.

Чтобы многоразовые системы были эффективнее одноразовых надо кардинально снизить затраты на пусковые услуги, например до 10% по предложной формуле. Либо кардинально снизить потери в полезной нагрузке. И то и то на текущих технологиях представить сложно.

Нужны новые технологии

Разбираем мифы

Ракеты не догружают поэтому многоразовость ничего не теряет. Опровержение.