В нашей стране Редьярд Киплинг хорошо известен. Кто-то знает этого писателя как создателя Маугли и сказок для детей («Рики-Тики-Тави», Кошка, которая гуляет сама по себе и др.), а кто как ярого активиста и консерватора написавшего противоречивое стихотворение «Бремя белого человека». В общем Киплинг был не так прост, собственно, об этом и поговорим в этой статье.
Языческое имя индийского писателя
У Киплинга было два имени – официальное Джозеф, а то, что дали с рождения – Редьярд. Значение имени «Редьярд» уходит глубоко в языческую эпоху и означает «красная ограда». Именно так называлось озеро, где познакомились его родители.
Киплинг английский писатель, но в Индии его считают по-настоящему своим национальным гением. В индии Киплинг стоит в рядах великих индийских писателей неспроста. Он родился в этой стране в городе Бомбей и Маугли, как многие считают, тут не причём. Кстати, сама «Книга джунглей» не была такой популярной в Англии. Там почитали другую его повесть о мальчике Киме, который путешествовал по Индии.
Но в России этот рассказ не прижился, так как русские в нём выставлены злодеями (антагонистами), а англичане добрыми защитниками бедных и беззащитных. И это не удивительно, ведь это время борьбы за Азию двух сверхдержав. К слову, в Англии и сейчас к русским относятся очень прохладно.
Также Киплинг писал и фэнтези о феях и волшебниках, но эти книги не стали популярными как его стихи и повести. Но одно стихотворение поразило общественность больше всего.
Бремя белого человека
Вроде бы детский писатель и талантливый поэт, но это одна сторона писателя. С другой стороны, он состоял в масонском ложе и под конец жизни стал очень политически активным членом общества. Масоны-то как поубавили пыл ярого сторонника колонизации других народов. Киплинг считал, что Англия несёт только добро захватывая новые территории и колонизируя народы Азии. До конца своих дней он думал, что так и строится прогресс и процветание.
Собственно, об этом и его стихотворение «Бремя белых», написанное в 1899 году. Сразу же после публикации в 1902 году на Киплинга посыпались обвинения за то, что он считает все неевропейские народы неразвитыми и глупыми. Вот одна строфа из этого стихотворения:
Твой жребий — Бремя Белых!
Его уронить не смей!
Не смей болтовней о свободе
Скрыть слабость своих плечей!
Усталость не отговорка,
Ведь туземный народ
По сделанному тобою
Богов твоих познает.
И весь текст написан в таком ключе «мол, ноша белого человека тяжела, ведь только он знает, как лучше всем туземцам будет…». Современник Киплинга писатель Марк Твен был очень недоволен этим текстом и написал ему резкий ответ в своём эссе «Человеку, ходящему во тьме». Вот выдержка:
"Вопрос о миссионерах, конечно, у всех на устах. Западным державам необходимо прислушаться к распространенному здесь мнению, что религиозные нашествия на страны Востока, совершаемые мощными западными организациями, равносильны разбойничьим набегам и не только не заслуживают поддержки, но должны самым строгим образом пресекаться. Здесь полагают, что организации миссионеров представляют собой постоянную угрозу для мирных международных отношений".
Впрочем, ни критика, ни нападки со стороны коллег не помешали Киплингу получить нобелевскую премию по литературе в 1907 году. Ему было 42 года. Вот такой он был наш «мохнатый шмель следующей за цыганской звездой кочевой».