В начале 2020 года всем предпринимателям надо было быстро осознать одну вещь: либо ты меняешься под реалии, либо уходишь с рынка. В неизменном виде мало кто смог и дальше процветать.
У одного из лидеров российского рынка в сегменте натурального мороженого компании Amore и производителя диетических продуктов «НоваПродукт АГ» есть одна общая черта: они сумели не только пережить «коронакризис», но еще и улучшить свои показатели.
Рассказывает Арман Арушанян, исполнительный директор компании Amore
Amore – один из лидеров российского рынка в сегменте натурального мороженого. Компания первой в России начала производить gelato artigianale – настоящее итальянское мороженое джелато, приготовленное по оригинальному рецепту из натуральных ингредиентов, и поставлять сетям супер- и гипермаркетов. Джелато значительно отличается от индустриального мороженого технологией приготовления, рецептурой, ингредиентами, жирностью и низким содержанием воздуха в продукте, что дает более яркий, но при этом натуральный вкус и совершенно другую, нежную и кремообразную текстуру.
С середины прошлого года Amore экспортирует свою продукцию в Беларусь и Армению. Сейчас готовятся контракты на поставку джелато в Европу и Израиль.
Конечно, пандемия не могла не сказаться на работе нашей компании. Но, как показал опыт, Amore оказалась готовой к этому испытанию. В рекордные сроки мы переоборудовали предприятие для комфортного проживания сотрудников, и с 27 марта весь производственный персонал был полностью изолирован от общения с внешним миром. Работа в перчатках и масках, а также регулярный контроль температуры тела стали нашей повседневной практикой. А еще за неделю до этого сотрудники офиса были переведены на удаленный режим работы.
Мы провели обновленный анализ рисков по системе НАССР, ввели дополнительные точки контроля и более жесткое зонирование производства. Входящая продукция стала обрабатываться паром, а все поверхности – спиртом. Что касается сырья, то оно и так проходит термическую обработку – пастеризацию – в рамках технологического процесса.
После того как мы обезопасили сотрудников, удалось обеспечить бесперебойную работу и осуществлять поставки в полном объеме, в том числе и нашим зарубежным партнерам. В прошлом году благодаря поддержке центра «Моспром» мы приняли участие в выставках WorldFood в Москве и Anuga в Кельне. Это дает свои результаты.Сейчас на стадии подписания находятся контракты с дистрибьюторами в Германии, Израиле и странах Прибалтики.
Коронавирус не повод, чтобы отказываться от развития внешнеэкономических связей. И в настоящий момент мы работаем над обновлением продуктовой линейки в соответствии с потребностями наших новых покупателей.
Рассказывает Александра Гудимова, основатель бренда Bionova, компания «НоваПродукт АГ»
Компания «НоваПродукт АГ» была создана в 2000 году в Москве. Основные виды деятельности – производство диетических, диабетических и обогащенных продуктов, а также поставки сырья для производства подобных продуктов на других предприятиях. Склад и производство «НоваПродукт АГ» расположены на территории 8000 кв. м. Здесь трудятся 125 сотрудников, которые производят 50 млн упаковок продукции в год, в том числе для 1200 постоянных клиентов. Основные бренды компании: Bionova, Novasweet, Chikoroff, Leksands и «Ол'Лайт».
Мы приняли все необходимые меры по минимизации рисков заражения. Благодаря этому компания продолжила функционировать в штатном режиме. Из-за обвала рынков и ослабления рубля у нас снижается рентабельность, ведь 80% ингредиентов мы завозим из-за рубежа. Но, с другой стороны, на нашу продукцию вырос спрос, потому что в пандемию люди начали запасаться продуктами. К тому же выяснилось, что те, кто работает дистанционно, не склонны тратить время на готовку, в связи с чем необычайную популярность приобрели наши сухие завтраки: мюсли, протеиновые каши, снеки.
Вскоре мы обнаружили, что у нас есть преимущество: мы еще задолго до пандемии создали службу доставки продуктов по онлайн-заказам, а многие игроки почему-то об этом не подумали. И когда они только начали организовывать эту работу, наши продукты можно было спокойно заказывать и в нашем интернет-магазине, и на сайтах партнеров: «Перекресток», «Азбука вкуса», Wildberries, Ozon и других. В результате мы перевыполнили все планы. Например, рассчитывали увеличить оборот в марте 2020-го на 30%, а на деле не только это сделали, но еще и увеличили показатели на 28%, по экспорту – на 30%, в зависимости от категории продукта.
Для нашей компании актуальна поддержка городских властей. Мы приняли участие в программе «Менторская гостиная» центра «Моспром» и получили детальную консультацию по решению многих проблем. За время карантина мы приобрели ценный опыт и сумели упрочить свои рыночные позиции. И это дает нам основания рассчитывать не только на поддержку властей, но и на самих себя – у нас большие планы по развитию.
Какие 3 совета можно вывести из опыта предпринимателей тем, кто сейчас продолжает испытывать трудности из-за последствий экономической просадки и карантинов?
Совет 1. Думайте со стороны своего конечного клиента. Как будет себя вести именно ваша аудитория в случае изменений на законодательном уровне? Если вы производите шторы, то вы должны иметь запасной вариант и уметь быстро его развернуть при случае. К примеру, переключиться на пошив одноразовых полотенец. Если вы производите моющие средства для офисов, которые на период пандемии стояли закрытыми, то перестраивайте производство на моющие для населения (во многих случаях достаточно сменить этикетку).
Совет 2. Измените внутренний менеджмент. Не будьте упертыми и не подвергайте людей риску! Если законы изменились и вас поставили перед фактом, что рабочий день необходимо сократить - значит, его необходимо сократить. Честно поговорите с людьми, что испытываете временные трудности и вам необходима их поддержка. Не пытайтесь ставить людям ультиматумы - либо выходишь и пашешь, либо уволен! Соберите людей, почитайте законы и решите все вместе как быть. Вы удивитесь, насколько отзывчивы могут быть сотрудники. А еще это прекрасный реальный способ увидеть действительно лояльных к вам работников!
Совет 3. Просите помощи! Пишите письма, звоните, обращайтесь в гос.службы. Идите в налоговую на личный прием, объясняйте свою ситуацию арендодателю, просите скидок или сокращения налоговых выплат. Государство не зверь. Оно имеет массу способов помогать предпринимателям. Почему о них так мало знают? Потому что русские люди не привыкли ничего просить и пытаются справляться в трудную минуту только своими силами. А зря!