Недавно я написала статью о стилистических советах Верочки, которые она давала в фильме "Служебный роман" и в пьесе "Сослуживцы". Однако, судя по комментариям, не меньший интерес вызвал образ еще одной героини - Ольги Рыжовой.
Давайте попробуем разобрать его поподробнее.
Начнем с того, что в фильме образ Рыжовой смягчили. Убрали некоторые реплики, например, о "смерти" Бубликова - "Плохие люди не умирают", а еще эпизод, где она вместе с Новосельцевым смеется над паникующей Шурой, которая только что узнала, что Бубликов жив, а венок и оркестр уже заказаны. Также убрали часть текста из писем, где она прямо пишет, что понимает губительность своих поступков.
В фильме Оленька более мягкая, лиричная, женственная, со "следами былой красоты". Упавшая, но не павшая.
Но при обсуждении “любовной линии” Самохвалова и Рыжовой, мы упускаем из виду как минимум еще одного заинтересованного участника - жену первого. Давайте взглянем на это с ее позиции: явилась прежняя любовь мужа, забрасывает его романтическими письмами, ставя под угрозу его репутацию и карьеру (статью по аморалке еще никто не отменял). А придя первый раз домой, критикует ее кулинарные способности, в частности всем известный салатик, куда следовало бы положить яблочко. И ладно супруга Самохвалова этого не услышала, но мы-то слышали! Вам по-прежнему жаль "несчастную влюбленную"?
В телеспектакле "Сослуживцы" персонаж Рыжовой написан чуть более грубыми мазками. Такова особенность жанра, полутона не передать. Оленька одета без намека на кокетство, в более бесформенную одежду и какой-то невнятный жилет, вызывающий смутные ассоциации с униформой работников склада. Плюс вечные сумки.
Встреча на лестнице подана более прямолинейно, Оленька буквально преследует Самохвалова, не давая прохода.
И еще, в телеспектакле Рыжова курит, что, на мой взгляд, тоже огрубляет образ, лишая его привычной нам по фильму лиричности. Все-таки на ассоциациях мы воспринимаем курящих женщин или более сильными, или аморальными (сигарета в зубах в советских карикатурах очень часто была признаком отрицательного персонажа).
Оленька в телеспектакле это грубоватая женщина, идущая напролом. Да, в какой-то момент она может и заступиться за Новосельцева, говоря, что, если Калугина его выгонит, они восстановят его через профсоюз. Но при этом нам показано, что она, гораздо более, чем в фильме, знает, что делает, понимая разрушительную силу своих поступков, но ей все равно. Ей НАДО.
И пускай мы все еще видим женщину, на которую нахлынули прежние чувства, но того привычно-нежного образа из “Служебного романа” уже нет.
А в следующей статье мы рассмотрим не менее интересную тему, также предложенную в комментариях - а какие стилистические советы могла бы дать Верочка сегодня.
P. S. Можете считать меня предвзятой, но я бы не хотела иметь в друзьях или коллегах такую Оленьку. Ни в каком варианте - ни в телеспектакле, ни в фильме.