Скажу сразу: мне всегда не нравилось сожжение книг. Любых – хоть Корана, хоть «Mein Kampf», хоть «Манифеста коммунистической партии». Помимо всего прочего, это просто глупо.
Если не нравится книга сама по себе, не читай её. Cжигать-то зачем?
Если не нравится стоящая за книгой идеология, сжигать тем более не следует. Держи друзей близко, а врагов ещё ближе – регулярно перечитывай священные книги врагов, чтобы лучше понимать ход их мыслей. Жечь и запрещать книги – признак слабости, в первую очередь умственной.
Время от времени слабые умом исламофобы жгут Кораны. Слабые умом исламофилы отвечают приступами религиозного исступления. Остальные осуждают тех и других, призывая жить дружно… Меж тем, прежде, чем возмущаться или осуждать, хорошо бы уяснить, что такое Коран. Все знают, что это «священная книга мусульман», однако очень немногие могут более-менее внятно сказать откуда он взялся.
И в самом деле, откуда ?
Мухаммед начал свою пророческую деятельность примерно в 610-ом и продолжал её до самой смерти в 632-ом. В течение двадцати с лишним лет он регулярно выдавал невероятной красоты стихотворения на религиозные темы. Сочетание дивной формы и смутного содержания произвело на тогдашнюю публику столь сильное впечатление, что Мухаммед был признан Пророком со всеми вытекающими последствиями.
Но Мухаммед был абсолютно безграмотен – не умел ни читать, ни писать. И подавляющее большинство тех, кто его окружал, включая ближайших сподвижников, были такими же. Соответственно, по первости никто мухаммедовы суры не записывал – они передавались из уст в уста, смешиваясь с местным фольклором.
В 622-ом Мухаммед бежал из Мекки в Ятриб (ныне Аль-Мадина). Там он возглавил местную общину и очень скоро обрёл реальную власть – сначала в самом городе, а потом и на прилежащих территориях. Управлять этим псевдогосударственным образованием без делопроизводства было решительно невозможно, и Мухаммед завёл секретаря, в обязанности коего входила, помимо прочего, фиксация божественных откровений Пророка.
Тут, однако, вышел большой прокол: секретарь Абдаллах ибн Саад тоже баловался стихосложением и, как выяснилось позднее, не только беззастенчиво правил пророчества, которые надиктовывал Мухаммед, но и с энтузиазмом сочинял собственные вирши, выдавая их за мухаммедовы. Когда дело всплыло, он бросил всё и сбежал в Мекку, оставив не умевших читать правоверных разбираться с авторством записанных им стихов.
В 632-ом Мухаммед умер. Его преемник Абу Бакр, первый из праведных халифов, дал распоряжение собрать все полученные Пророком откровения, обобщить их и систематизировать. Работа началась, но шла ни шатко, ни валко – слишком много было более актуальных дел и забот.
Об аутентичности собираемых откровений весьма красноречиво свидетельствует следующий эпизод. Омар, ставший в 634-ом вторым праведным халифом, клялся, что из уст самого Мухаммеда слышал откровение, в соответствии с которым следовало побивать прелюбодеев камнями. В имевшихся на тот момент списках Корана, включая наиболее полный, хранившийся у Хафсы, жены Пророка и дочери самого Омара, такого откровения не нашли. Там, как о максимальном наказании за подобного рода «преступление», говорилось лишь о ста ударах палкой. Омар, однако, настоял на своём: было решено, что текст, о котором он говорил, существовал, но его съели мыши.
Сбор пророчеств был закончен только в правление Османа, третьего праведного халифа, более чем через 15 лет после смерти Мухаммеда, когда большинство из тех, кто слышал откровения непосредственно от Пророка, были мертвы и уже не могли поведать никому и ничего.
С уверенностью можно сказать, что авторство бОльшей часть стихов, вошедших в Коран, принадлежат Мухаммеду. С неменьшей уверенностью можно утверждать, что у Мухаммеда были «соавторы». И разобрать, где чьи стихи, нет уже никакой возможности. Но даже не это сейчас самое интересное. Самое интересное, как это ни покажется странным на первый взгляд, – чисто техническая сторона создания Корана.
Все записи коранических текстов, сделанные на пергаменте и пальмовых листьях, на глиняных черепках и плоских костях, на камнях и кусках ткани, были собраны и сверены, все знатоки Корана опрошены, и специальная комиссия, куда входили и секретари Мухаммеда, составила окончательный текст божественной книги. Остальные же списки велено было уничтожить. Неорганические носители – глиняные черепки и камни – были растёрты в пыль, а органические…. Угадайте, что сделали с пергаментами, листьями и кусками ткани? Правильно – их СОЖГЛИ.
Коран, как сборник откровений, полученных Мухаммедом непосредственно от Бога, начался с сожжения записей этих самых откровений, причём сожжение было произведено не злобными врагами ислама, а ревностными мусульманами – по прямому указанию Османа, ближайшего сподвижника Пророка.
Таким образом, разномастные балбесы, сжигающие копии Корана, всего лишь воспроизводят действия одного из исламских отцов-основателей.
Автор - Максим Трошичев
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2