Дошла на моем канале очередь и до «La belle au bois dormant», или «Спящей красавицы», энциклопедии, как ее часто называют, классического балета XIX века. Балет так велик по времени (около 2,5 часов) и при этом совершенен, что можно писать отдельные заметки об отдельных отблесках этого бриллианта.
«Любовь, что движет солнце и светила» есть практически во всех балетах – основополагающая сила множества искусств. Но рискну предположить, что «Спящая красавица» кажется многим относящейся к числу балетов, где о любви думаешь меньше всего. Уж больно все просто получилось: какая-то предопределенность любви (феей) и легкий счастливый исход. Но - приглядимся. Поговорим подробно об эпизоде длиной в несколько минут. Это па д'аксьон 2-го акта: Фея Сирени, принц Дезире, призрак Авроры и дриады (№ 15 в партитуре). К нему М. Петипа заказал «сладострастное adagio», и действительно получил от Петра Ильича самую чувственную музыку во всей партитуре.
Итак, юному принцу Дезире является его крестная – добрая Фея Сирени. Надо полагать, тщательно выбирала она принца для осуществления своей миссии )) Ведь подходящий, судьбоносный для принцессы персонаж еще не родился когда она накладывала свое смягчающее заклятие. В программке времен премьеры (1890) приведен их диалог (подробными были тогда программы!).
– Ты еще никого не полюбил?
– Нет… Благородные девушки нашей страны не сумели пленить моего сердца, и я предпочитаю оставаться холостым, чем жениться из-за государственных соображений.
– Если это так, я тебе покажу твою будущую подругу – это красивейшая, прелестнейшая, разумнейшая принцесса во всей вселенной.
– Но где я могу ее увидеть?
– Я вызову ее тень. Посмотри, по сердцу ли она тебе и сможешь ли ты ее полюбить.
Немного двойственны слова феи. Она называет свою подопечную будущей подругой Дезире – они подходят друг другу, считает она. И все же доля сомнения есть – посмотри, сможешь ли ты ее полюбить.
А далее давайте в хронологическом порядке. Как поставил дальнейшее действие Петипа? На вопрос легко ответить точно, потому что и балет хорошо сохранился, и для точности есть реконструкция С. Вихарева (1999).
Итак, по воле Феи Сирени появляется тень Авроры в сопровождении «подруг» (так они названы в первоначальном либретто, а потом стали дриадами или почему-то нереидами, хотя моря нет, а лес - есть). Сцена начинается быстрой музыкой – вступлением, или антре. Под нее у Петипа на сцену в жете ан турнан стремительно выскакивает Аврора-тень, за ней свита. Дезире, видимо, сразу восхитившейся, подхватывает ее в три высокие поддержки. Но недолго это длилось – подруги, или, позднее, дриады загораживают ее. Начинается музыка адажио. В центре – наша троица героев. Тень Авроры то ускользает от устремляющегося и тянущего к ней руки Дезире, то ее загораживает Фея Сирени, словно напоминая – это призрак. То дриады, словно бы деревья, цепляющиеся за принца ветвями, оттаскивают его. Наконец фея и дриады ненадолго прекращают свою сладостную пытку принца. Аврора сама подходит с нему и касается его. Несколько па адажио. Музыка все взволнованней. Опять Аврора ускользает – в кущу дриад. Дезире – за ней. И опять, и опять. Это довольно запоминающаяся деталь балета, мне, по крайней мере, запомнившаяся сразу. Долго призрак недосягаем. Наконец, опять ненадолго они воссоединяются. И опять тень ускользает, на этот раз убегая со сцены.
Если вам не очень хочется смотреть такое мутно-раритетное видео, можете посмотреть или вспомнить другие постановки. Потому что эта сцена с минимальными изменениями повторяется у… Юрия Григоровича. Что в первой его редакции 1963 года (так называемая белая «Спящая»), что во второй 1973 года.
Начиная с 1 ч. 9 мин. Нина Сорокина и Владимир Тихонов
Начиная с 1 ч. 23 мин. Людмила Семеняка и Андрис Лиепа
Разница между редакциями минимальна: разве что в интересном режиссерском решении что Аврора не просто появляется, а вскакивает со своего ложа.
К открытию после ремонта Большого театра мастер сделал третью свою редакцию «Спящей красавицы» (вы ее уже без меня сможете найти в Интернете, возможно, и не на YouTube, или посмотреть "вживую"). В ней он немного пересмотрел и эту сцену. Балетмейстер видимо, понял (и я с ним согласна), что негоже тени/призраку появляться столь бравурно, даже если так поставил Петипа. Медленно, на па-де-бурре – гораздо лучше. А на быстрое антре теперь выходят только дриады. Так быстрый выход тени Авроры стал «архивным» – в театрах его уже нет, по крайней мере, в Большом и Мариинском.
Таков был подход Петипа. И совсем другой подход, как ни странно, был у балетмейстера, которого обычно, в отличие от Григоровича, считают ревнителем классических традиций. Конечно, речь о Константине Сергееве. Своими редакциями "Спящей красавицы", "Лебединого озера" и "Раймонды" он вошел в историю - они до сих пор идут в Мариинском театре и любимы публикой. И вовсе не из-за консерватизма, а из-за проверки временем.
Когда в 1952 г. Сергеев, которому было уже за 40, сделал редакцию "Спящей красавицы" и сам исполнил в ней партию Дезире в дуэте со своей женой Наталией Дудинской, он получил положительную критику своей работы. Кроме одного момента - этой самой сцены "знакомства" Дезире с тенью спящей принцессы.
Я оберегал весь акт нереид с его замечательной концовкой как значительнейшее творение Петипа. Поэтому я был глубоко потрясен, когда К. Сергеев выбросил всю сцену нереид и поставил вместо нее адажио, в котором Дезире носил Аврору по всей сцене на руках.
Писал авторитетный Федор Лопухов. Через 10 лет компромис был достигнут - дриады в этой редакции на сцену вернулись, но только эпизодически. А от дуэта осталось только начало. Частично утерянного адажио жаль, но и в существующем сейчас варианте виден совсем другой подход к вопросу. А вопрос тот, что у меня в заголовке: как Дезире влюбился в Аврору?
С 53-й минуты. Алла Сизова и Юрий Соловьев
Под быструю музыку антре сцену заполняют дриады. Принц взволнованно ждет. Медленно выходит Аврора. Фея Сирени деликатно удаляется, дриады - вслед за ней, так же внезапно как и появляются. Аврора приближается, Дезире идет навстречу. Принц осторожно, едва касаясь ее руки, делает обводку. Он не спускает с нее глаз, рассматривает ее. Столь же бережно берет за талию, и опять обводка. Взгляд не отрывается от ее лица, он взволнован, еле дышит, боясь спугнуть прекрасную тень. В таком же стиле дуэт продолжается. Музыка с солирующей скрипкой полна томления первой любви: словно бы Дезире поет признание. У Чайковского есть похожая прекрасная музыка - адажио "Лебединого озера" с певучими голосами скрипки и виолончели. Но эта музыка адажио "Спящей" мне из двух нравится даже больше. Сергеев услышал, что такая страстная музыка требует свидания наедине и настоящего любовного дуэта, несмотря на бесплотность Авроры. Далее тень, как у Петипа, уходит в кущу появившихся дриад, Дезире устремляется за ней. Поймал. Высокая поддержка. Темп музыки все быстрее, все взволнованней. Тень Авроры ускользает от Дезире, влюбленного теперь со всей силой первого чувства.
Было у Сергеева в 1952-1962 гг. не совсем так, это только начало. От утерянной части адажио остались лишь описания:
Танец Авроры исполнен покоя, движения ее медленны, как бы заторможены. Постепенно они чуть-чуть оттаивают, словно в сердце ее зарождается неосознанное и неясное чувство... Энергичные, решительные, волевые поддержки принца растревожили безмятежный сон принцессы, пробудив в ней едва заметный ответный отклик... В заключение дуэта Сергеев ввел очень сложную поддержку...
Он держал ее на одной руке по диагонали. Она словно бы падала с высоты, чуть задержавшись о его руку, и все-таки падала, а он ловил ее в низкой "рыбке". Поддержку могли делать только Сергеев и Дудинская, и впоследствии ее пришлось отменить, притом что весь дуэт сохранился дольше - 10 лет.
Это был совсем другой подход к теме любви главных героев, и Сергеев тут, на мой взгляд, оказался прозорливее всех балетмейстеров, лучше всех понял музыку Чайковского и ее воплотил. Дезире не только убедительно влюблялся - потому, что рассмотрев девушку-тень влюбился по настоящему, а не потому, что фея предопределила, что это твоя будущая подруга жизни. А еще и начал влюблять Аврору в себя еще задолго до первой реальной встречи. Во время дуэта кажется, что Аврора, спящая в своем далеком замке, видит себя с Дезире во сне, беспокойно мечется на ложе, мечтая проснуться и увидеть принца наяву... В коде этого па д'аксьон Сергеев поставил Авроре под взволнованную музыку иную хореографию: полеты в стремительной диагонали в жете ан турнан. Что-то знакомое... ее выход у Петипа использован как уход. Словно она летит душой к Дезире, желая проснуться... но рок вынуждает опять его покинуть. До настоящего пробуждения.
Обратите на это все внимание в балете в редакции Сергеева. Спасибо за внимание!
Другие мои статьи об этом балете:
Фильм-балет «Спящая красавица» (1964)
Забавный второй план: о «населении» балета «Спящая красавица»