Найти тему
Water travel

Путешествие на Белое озеро. (1)

Часть первая, техническая.

Предисловие таково, что тем, кто соберётся идти этим маршрутом, настоятельно рекомендуется, помимо моего ЖЖ/Дзена, прочитать книгу "От Москвы до Соловков на катере и яхте", это как бы букварь. Позволю себе сделать два замечания - первое, это то, что авторы ориентируются больше на парусные яхты с приличной осадкой. И второе, это то, что книга написана более 10 лет назад, с тех пор многое изменилось, особенно в плане качества навигации и её доступности.

В этой части я опишу сугубо технические моменты, поделюсь опытом по технике и параметрам.

Значит так. Всего было пройдено около 1400 км!

Маршрут сформировался так, исходя из ТТХ нашего корабля. Путём замеров, было выяснено, что самая оптимальная скорость, как это не печально - 11 кмч. В зависимости от нагрузки, она достигается уже при 1600-1750 оборотов/мин. В этих режимах, во первых, мотор едва слышно, не слышно турбокомпрессор, почти не слышно выхоп, шум воды, нет натужного гула, но самое главное - расход около двух литров в час! Думаю, что при 1.600 - примерно 1.9, а при 1750, примерно 2.1. То есть, по итогам, мы имеем на воде, почти что автомобильный расход топлива! Откровенно говоря, когда я покупал Беллу, то меньше чем на 30/100 даже не рассчитывал, а о 25/100 лишь в тайне мечтал! Но реальность превзошла даже самые смелые ожидания, она реально ОЧЕНЬ экономична, и если не гнать, то действительно может пройти на своём небольшом 67-ми литровом баке 300+ км! Но 300 это 300, а перегон между ПЗС (если они работают) по пути в Питер - под 800 км! То есть их почти нет на маршруте! А учитывая возможную плохую погоду, ветер, волны, ночные стоянки, шлюзы, брать с собой нужно топлива как минимум на 1000 км, и то, это совсем самый минимум. Ну то есть 67 литров бак и ещё литров 150 надо брать с собой! Но вот разместить столько канистр в Белле, как бы особо и негде. Поэтому было решено идти ближе, и топлива взять с собой всего 50 литров, т.е. 2 канистры по 25.

Выйти хотели часа в 3-4 утра, в субботу, но вечерний звонок в КиМ изменил планы, т.к. у них был теплоход на 3 часа утра. Т.к. маломерки сейчас шлюзуют и в тёмное время суток, то никаких проблем не было, и в 22:50, мы тронулись в путь, на север.

-2

Спустя 3.5 часа мы уже были у 6-го шлюза КиМ, в Икше. Подождать пришлось около 50 минут, но по водным меркам это быстро.

-3

Прошлюзовались в 5, 4, 3, прошли большой перегон до 2го, после 2го прошли два парома и вышли в Иваньковское водохранилище. Ровно в полдень первый шлюз "припарковал" нас у Ленина, дно хорошее, якорь держит. Через час ожидания, нас позвали на шлюзовку и выпустили в Волгу.

-4

Далее Кимры, где мы немного заправились. Расклад, в целом, получается такой, что если увеличить обороты с 1.600 до 2.600, то скорость возрастёт с ~11 до ~15, ну грубо - в полтора раза. А вот расход - почти вдвое. Поэтому далее, в основном, шли на малых оборотах, т.к. заправляться особо негде. Как и планировалось, дошли до устья Медведицы, где и заночевали, спрятавшись за одним из островов, на двух якорях.

Утром дошли до Калязина, где по описанию, должна была быть ПЗС, но её там нет! К набережной тоже не подойти, глубина 40 см. Яхт-клуб Калязин отвечает на 5м канале. Яхт-клуб Причал (вроде бы), чудь далее, в сторону Углича, за колокольней, предлагает недорогую парковку, недорогие домики.

Углич-шлюз принял нас сразу, ждали минут 15. Шлюз работает очень оперативно, оператор всё время подгоняет - мол выходите-заходите побыстрее. Далее, ниже шлюза река становится очень живописной, а нас ждёт лодочная станция, с ценой парковки 300 руб*час (7200 руб в сутки!!!), потом город Мышкин, причалить к которому можно только весьма условно, ну а говоря строго - нельзя, далее, по правую руку есть пара, вроде бы приличных марин.

-5

Ну а потом яхт-клуб Коприно, уже перед самой Рыбинкой, где есть ПЗС, но, карты не берут и работает ПЗС только с 9:00 до 20:00. Это нужно учитывать.

-6

Далее, 150-км переход по Рыбинке, до Череповца. Идти нам по 63му судовому ходу.

Тут надо ещё раз внимательно перечитать "От Москвы до Соловков...". Без нормальной навигации на Рыбинке делать нечего! Да и на Волге-Шексне, кстати тоже. Я пользовался Boating от Navionics, и картами Гармин, в картплоттере Garmin GPSMAP 526S. Эхолот крайне желателен, да и вообще, выходить в поход без него, это самоубийство. По картам, есть некоторые претензии к Гармину, некоторые к Навиониксу, но в целом, такая пара, дополненная эхолотом, позволяет чувствовать себя в безопасности. Единственное что, это перегрев планшета и телефона на солнце...

-7
-8

Этот момент нужно учитывать. В следующий раз, я куплю отдельный wi-fi эхолот Raymarine, чтобы отсылать данные по глубинам в Навионикс, т.к. было реально обидно, разведать хорошие пути, но не иметь возможности, поделиться глубинами. Ещё, если "резать", то нужно очень внимательно следить за водой, наверняка, в месте удобного "среза", будет сеть! Впрочем, это касается всего маршрута. Если вы видите по пути изгиб судового хода, а по короткому пути, приличные, скажем 3 метра, глубины, то с огромной вероятностью, там будут рыбацкие сети! Смотрите в оба.

Время похода было выбрано не случайно, а ближе к моменту летнего солнцестояния. На Рыбинке в это время - белые ночи. Переходили оба раза ночью, хоть и было очень страшно.

"Туда", до выхода в "море" был полный штиль, по выходу оказалось, что "почти штиль" и едва заметная рябь на Волге = 30-50 см волны на Рыбинке! Прошли всё "море" часов за 14 часов. И отшвартовались в Череповце, в яхт-клубе Адмирал, перед мостом, где за 1000 руб в сутки, вам предоставят шатающиеся причалы без рымов. Заправка в 600 метрах, примерно 100 руб на такси.

Далее Шексна, появляются слепни, утроенное внимание в навигацию и на воду - приличное количество топляка.

По Шексне идём до шлюза Шексна, это уже Волго-Балт, так же 3й канал. Опять пропустили мгновенно. После шлюза слепней и топляка становится ещё больше. По Шекскинскому водохранилищу, удалось срезать приличный угол, но глубины 0.9, а то и 0.6 метра, в одном месте уже вязли в иле, зато сэкономили минут 45.

-9

После Шекскинского водохранилища, направо есть совершенно фантастический маршрут - Северо Двинская водная система. Начинается она в Топорне, со шлюзов 2-3, шлюзы деревянные! Ленина видели! Пропускают там с 15:00 до 16:00, причём прошлюзуют даже маломерку, т.к. больших судов там почти нет. В Топорнинском канале (часть Северо Двинского канала) тоже топляк и ещё больше слепней.

Канал настолько секретный, что согласно Навиониксу и Гармину, мы едем по суше.

-10

Канал выходит в Сиверское озеро, к городу Кириллов, к монастырю. Встать на якорь можно у монастыря, причал жутко неудобный, топливо можно купить, вызвав такси.

-11

Если пойти дальше по Северо Двинскому каналу, то можно дойти до огромного озера Токшинское, до Вологды, до Северной Двины, до Великого Устюга, до Сыктывкара, до Архангельска и до Белого моря! Крутейшим вариантом мне кажется, совмещение "московской кругосветки" с "кругосветкой" северной - выйти из Северного речного порта, описанным мной маршрутом, до Топорни, оттуда по Северной Двине до Архангельска, до Белого моря, оттуда до Соловецких островов и по книге "От Москвы до Соловков...", через Онегу, до Рыбинки, оттуда вниз по Волге до Нижнего Новгорода, потом по Оке, в Москву-реку и оттуда в Южный речной порт, ну и далее, через центр опять в северный. Эдакая, северо-московская восьмёрка. Как вам? Единственное что, выходить надо максимум, в конце мая, т.к. дальше, уровень воды в Северо Двинской системе понижается и на перекатах реки Сухона, на прошлую неделю, составлял 1.6 метра.

Выйдя в 16:00 из 2го шлюза Топорни (шлюзовка занимает примерно час), идём направо, вверх по течению Шексны.

И, не останавливаясь, благо был штиль, до Белого Озера и Белозерска.

-12

Если войти в Белозерский канал у Белозерска, то направо будет наплавной мост, его откроют по запросу, а налево будет набережная, домики и ресторан. Топлива нет. Хозяин ресторана очень понравился, видно, что человек хочет работать хорошо, обещал вывеску, нормальный причал и рацию. С топливом, всё очень трудно, как я понял, но бензин они возят клиентам.

Обратно пошли по каналу, глубина в одном месте была 1.2 метра, в основном 2.5. Много топляка. Наплавной мост в Каргулино открыли, едва только мы показались на горизонте, даже вызывать по рации никого не пришлось.

Не останавливаясь прошли Шексну, заправились в Череповце, перешли Рыбинку (опять ночью), по словам диспетчера "ветер слабый, волна 80 см", но на самом деле это временами метр, причём в корму, причём с такой частотой, что дочку укачало, хотя никогда раньше не укачивало. Ещё раз хочу повторить, про важность навигации на Рыбинке. Заправились в Коприно, далее шли вверх по течению до Углича, с остановкой в Мышкине, шлюз прошли уже затемно, после чего, заныкались на ночёвку в ближайшей бухте, справа по ходу. Утром вышли в сторону Калязина, убедились, что заправок на воде там нет, прошли устье Медведицы (говорят, что там может неплохо раздуть), и дошли до Дубны, потеряв немного времени на попытку зайти в Скнятино, на лодочную базу. Отстойнейшее место. Зашвартоваться предложили об каркасные ворота, на причал не пустили. Развернулись и ушли.

Около Дубны мы решили, не останавливаясь на ночь, дубасить по каналу домой. Первый шлюз прошли с Окским и "пассажиром", а вот во второй поставили толкач, пассажира, Окский оставили, а мы не влезли по длине. Потеряли 50 минут. Вышли. Окский ползёт 9 кмч. Проползли за ним несколько км, после чего было принято решение обгонять и попытаться догнать "пассажира", который до этого обещал идти 12 кмч. Выставил скорость под 15, быстро догнал толкача, а вот теплоход удалось настигнуть уже в камере 3го шлюза, и то, еле успел, но зато успел! Дальше 4-5-6 шлюзы. И в районе 11 утра мы в Маяке!

-13

Усталость конечно дикая, после ночной вахты. :)

По итогам:

Белла 7000 офигенная, просто супер-пароход. 1400 км, ничего не сломалось, идёт с упорством танка.

Что бы я ещё достроил, так это поставил бы душ и автопилот, ну вот реально без них вилы в дальних переходах. Доделанные в последний день перед походом, доп. розетки прикуривателей очень пригодились, как и usb-розетка, от которой всю дорогу питалась 360-камера Garmin virb.

Но безусловно, лодку для таких путешествий нужно ещё больше. Как минимум метров 9. Уже готов выйти за пределы транспортного габарита, останавливает вдвое-втрое большая цена, буду работать над этим. Водоизмещайка это зачёт. Расход 2 литра в час - тоже. Осадка 0.6 метра - огромный плюс. Но автопилот реально нужен. :)

Продолжение.