Во времена основания Древнего Рима племя, в 753 – 716 до нашей эры проживавшее в окрестностях Капитолийского холма, состояло в основном из мужчин. Так уж сложилось, что соседние народы не слишком доверяли римлянам и не отдавали своих девиц за них замуж. Что, в общем-то, понятно: во вновь образованный город-государство Рим со всех концов стекались разномастные бродяги — изгнанники, преступники и беглые рабы.
Ловушка для девушек или римское гостеприимство
Возглавляющий мужскую компанию царь Ромул прекрасно понимал, что демографическую ситуацию в общине без женщин не решить. Он придумал простой, но крайне эффективный план.
Ромул пригласил все соседние поселения на консуалии (игры в честь бога Конса). Не ожидая от праздника никакого подвоха, в Риме собрались жители окрестных городов — антемнцы, ценинцы, крустумерийцы и сабиняне.
Во время проведения традиционных состязаний Ромул подал своим воинам условный сигнал, и те быстро схватили несколько десятков приглянувшихся женщин. Сопровождавших их мужчин вооруженные римляне просто оттеснили за пределы города.
Чтобы женщины не бунтовали и согласились остаться в Риме, всем похищенным дамам Ромул якобы посулил равные с мужчинами права и семейное счастье. Как бы то ни было, пленницы со временем свыклись с неволей и даже нарожали своим инициативным мужьям детей. Ромул также взял себе в жены сабинянку по имени Герсилия.
Жажда мести
Однако преступление не осталось безнаказанным — столь некрасивый поступок римлян ополчил против них всех соседей.
Жители сабинских городов (Ценины, Крустумерия и Антемнов) по очереди атаковали Рим, но удача была на стороне Ромула — ему удалось отразить все вражеские нападения. Ответным ударом царю даже удалось присоединить к своему государству Ценину, а некоторые семьи из двух других городов переселились в Рим по собственной воле, присоединившись к похищенным ранее дочерям. Впрочем, таких было совсем немного — остальные по-прежнему хотели мести.
Прошел почти год, но сабиняне, так и не простив римского предательства, собрали большую армию под предводительством царя Тация. У сабинянского правителя был личный интерес, Ромул похитил и женился на его дочери — прекрасной Герсилии.
Началось сражение. Силы были примерно равны, но сабинянам удалось добиться преимущества, и они захватили Капитолийскую крепость.
Легенда гласит, что римлян предала дочь коменданта Тарпея — она тайком провела сабинян. По одной из версий, алчная девушка договорилась помогать врагу за «вещи, надетые на левой руке». Ей очень хотелось заполучить драгоценные браслеты с запястий солдат. Сабиняне обхитрили жадную предательницу: они сдержали слово, но отдали Тарпее не браслеты. Воины завалили девушку грудой щитов, которые носили на левой руке.
По другой версии командующего крепостью Спурия Тарпия и его дочь Тарпею за предательство сбросили с утеса на Капитолийском холме. Скалу прозвали Тарпейской и впоследствии использовали для казни государственных преступников.
Ворвавшись в город, воины Тация стали теснить римлян. Ромул собрал своих бойцов и в случае победы поклялся воздвигнуть храм во славу Юпитера. Битва разгорелась с новой силой, чаша весов стала клониться в пользу римлян, но тут на поле брани вышли похищенные сабинянки.
Голос разума
Женщины втиснулись меж рядов копий и мечей обезумевших от жажды крови мужчин. Они принесли с собой младенцев, рожденных от римлян. Изумленные воины вынуждены были остановить сражение.
Женщин привела Герсилия. Она обратилась с речью к мужу Ромулу и своему отцу Тицию. Герсилия попросила мужчин не убивать друг друга, ведь от этого пострадают их семьи. Дети лишатся отцов или дедов, жены потеряют мужей. Противоборствующие стороны вняли голосу разума и прекратили сражение.
Сабиняне, простив римлян, воссоединились с семьями и переехали в город на семи холмах. Они обустроились на Капитолийском и расположенном неподалеку Квиринальском холме, а Ромул и Таций стали вместе править объединенным народом.
Вдохновение художников
Похищение сабинянок и их мужественный поступок, благодаря экспрессии и накалу страстей, вдохновил многих художников. Этот сюжет был особенно популярен в эпоху Возрождения, символизируя собой важность брака и семьи.
Брутальные римляне, крадущие нежных девиц, остались навеки запечатлены на десятках прекрасных картин.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Вам будет интересно:
Жилищный вопрос в Древнем Риме: коммуналка, квартиранты и строительный брак
Цингулум милитаре — защита, честь и достоинство римского легионера