Это новое явление в театральном искусстве заявило о себе в начале 1950-х гг. пьесами «Лысая певица» (1950) и «В ожидании Годо» (1952). Странные произведения Эжена Ионеско и Сэмюэла Беккета вызвали горячую дискуссию среди критиков и зрителей. «Абсурдистов» обвиняли в крайнем пессимизме и разрушении всех канонов театра. Однако уже в конце 1960-х гг. Беккету за пьесу «В ожидании Годо» была присуждена Нобелевская премия, а «Жажда голода» Ионеско шла в Комеди Франсез. Почему же изменилось отношение общества к театру абсурда?
Нужно сказать, что во второй половине 20 в. В своём трагически пессимистическом видении мира представители театра абсурда были не одиноки. В филосовских работах Сартра, в литературных опытах Фолкнера, Кафки, Камю с напряженной экспрессией звучала мысль о том, что современный человек, утративший веру в Бога, во всесилие науки и прогресс, «потерял» смысл жизни, живёт в ожидании смерти. По выражению Фолкнера, «жизнь – это не движение, а однообразное повторение одних и тех же движений». Подобное «открытие» заставляет людей испытывать чувство растерянности и отчуждённости, осозновать «абсурдность» своего существования. Таким образом, идеи представителей нового театрального направления вполне соответствовали «духу времени». Поначалу критиков и зрителей «смущало» нарочитое сочетание очевидной трагичности со столь же откровенной иронией, которами были пронизаны драмы Беккета, Ионеско, Жене, Пинтера, Аррабаля. Кроме того, казалось, пьесы «абсурдистов» невозможно ставить на сцене: в них отсутствовали привычные «полноценные» образы, не было ни вразумительного сюжета, ни внятного конфликта, а слова выстраивались в почти бессмысленные цепочки фраз. Эти произведения совсем не подходили для реалистического театра. Но когда за них взялись режиссёры-экспериментаторы, выяснилось, что драматургия абсурда предоставляет богатейшие возможности для оригинальных сценических решений. Театральная условность открыла в пьесах «абсурдистов» множественность смысловых пластов, от самых трагических до вполне жизнеутверждающих, ведь и в жизни отчаяние и надежда – всегда рядом.
Ионеско.
Сам Ионеско (род. 1912) не раз подчёркивал, что выражает мировозрение предельно трагическое. Его пьесы «предрекают» превращение целого сообщества людей в носорогов («Носорог», 1960), повествуют о бродящих среди нас убийцах («Бескорыстный убийца», 1957), изображают небезопасных пришельцев из антимира («Воздушный пешеход», 1963). Драматург стремится обнажить опасность конформистского сознания, абсолютно обезличивающего человека. Чтобы добиться своей художественной цели, Ионеско решительно разрушает кажущуюся стройной логику нашего мышления, пародируя её. В комедии «Лысая певица» он воспроизводит «автоматизированность», «клишированность» мировидения своих героев, создаёт спектакль-фантасмагорию, обнажая нелепость тривиальных фраз и банальных суждений.
В «Жертвах долга» (1953) речь идёт о людях, которые считают себя обязанными выполнять любые требования государства, быть непременно лояльными гражданами. В основе пьесы лежит прием трансформации образов, смены масок персонажей. Этот приём внешнего преображения человека, а лишь обнажает его внутреннюю пустоту, - один из излюбленных в творчестве Ионеско. Он использует его и в одной из самых известных своих пьес – «Стульях» (1952). Героиня пьесы Семирамида выступает то как жена старика, то как его мать, в то же время сам старик – то мужчина, то солдат, то «маршал этого дома», то сирота. Люди, которых изображает Ионеско, являются жертвами утилитарных целей жизни; они не могут выйти за пределы узкого круга рутины, слепы от рождения, искалечены штампами. Отсутствие духовных устремлений делает их узниками, не желающими выйти на свободу
Беккет
Беккета (1906-1986), в отличие от Ионеско, интересует иной круг вопросов. Главная тема его творчества – одиночество. Герои Беккета нуждаются в общении, в родственных душах, но в силу своего собственного устройства(или устройства мира?) они лишены этих необходимых вещей. Всю жизнь они вглядываются в свой внутренный мир, пытаясь соотнести его с окружающей действительностью, но выводы их безутешны, а существование бесперспективно.
Такими предстают перед нами Владимир и Эстрагон – персонажи трагикомедии «В ожидании Годо». Они не случайно оказались на пустынной дороге, единственной приметой которой служит засохшее дерево. Это символ отчуждения героев от жизни. Они пытаются вспомнить прошлое, но воспоминания смутны и сбивчивы, пробуют понять, что привело их к полному одиночеству, но сделать этого не в состоянии. Диалог и сопровождающие его действия построены как грустная клоунада. Владимира и Эстрагона окружает бесконечное пространство, огромный мир, но он словно замкнут для героев. Символ замкнутости Беккет использует и в таких пьесах, как «Игра» (1954), «Счастливые дни» (1961), «Последняя лента Крэппа» (1957), обнаруживая, таким образом, несовместимость твоих героев со средой. «Никто не приходит, ничего не происходит» - эта фраза из «В ожидании Годо» становится лейтмотивом драматургии Беккета, повествующей о человеке, утратившем жизненные ориентиры, превратившемся почти в фантом. Герои драматурга сами не в полне уверены, что они еще существуют. Примечательно поручение Владимира и Эстрагона, которое они дают мальчику, присланному Годо: «Скажи ему, что ты нас видел».
Важной чертой художественного метода Беккета является совмещение поэзии с банальностью. Драматург то возносит зрителя на высоты борения человеческого духа, то погружает в бездну низменного, а иногда и грубо физиологического.
Пьесы Беккета всегда загадочны; они требуют изощерённых сценических истолкований, поэтому некоторые свои произведения драматург воплощад на сцене лично. Так, мини-трагедия «Звук шагов» была поставлена автором в Западном Берлине. Особое место в творчестве Беккета занимает миниатюра «Развязка» (1982), написанная специально для знаменитого актёра Ж.-Л. Барро. В ней ассистент и режиссёр готовят исполнителя на роль в одной из пьес Беккета. Он таки не произнесёт ни одного слова.
В драматургии Беккета неизменно варьируется мысль о непосильном для человека бремени существования. В то же время, сдобренные тонким мягким юмором, они почему-то оставляют светлое чувство.
Жене
Самым экстравагантным из представителей театра абсурда является Жан Жене (1910-1986). Десятилетним мальчиком он был осуждён за кражу и попал в исправительную колонию, где, по его собственным словам, с восторгом, приобщался к миру порока и преступности. Позже служил в иностранном легионе и скитался по портам Европы. В 1942. г. Попал в тюрьму, где написал книгу «Богоматерь цветов»; в 1948 г. Был приговорён к пожизненной ссылке в колонию. Однако за уже известного к тому времени писателя заступились многие деятели культуры, и он был помилован.
Главная задача Жене – бросить вызов буржуазному обществу, чено ему в полной мере удалось достичь талантливыми, но скандально эпатажными пьесами, к числу которых относятся «Служанки» (1947), «Балкон» (1956), «Негры» (1958) и «Ширмы» (1961).
«Служанки» - одно из самых известных драматургических произведений Жене. В нём рассказывается о том, как сёстры Соланж и Клер, избалованные своей госпожой , решают завладеть её имуществом, отравив хозяйку. С этой целью они оговаривают её друга, добиваясь, чтобы он попал в тюрьму. Но Мсье неожиданно освобождается, и коварные сёстры оказываются разоблачёнными. Хотя сюжет «подсказывает» мелодраматическое развитие действия, «Служанки» выстроены совсем в ином, гротескном ключе. В отсутствии Мадам сестры поочерёдно изображают её, настолько перевоплощаясь в свою госпожу, что забывают о себе, на время освобождаясь от той незавидной роли, которую играют в реальности. Это пьеса о жизни, в которой в уродливой форме столкнулись мечта и действительность.
В драматургии Жене, как правило, предстают совершенно вымышленные, невероятные события, в которых знакомый нам реальный мир причудливо видоизменяется, искажается, что позволяет автору выразить своё к нему отношение.
Аррабаль и Пинтер.
Испанский драматург Фернандо Аррабаль (1932 г.) в юности увлекался Кальдероном и Брехтом, испытав значительное влияние этих авторов. Первая его пьеса «Пикник» была поставлена в 1959 г. в Париже. Герои пьесы Сапо и Сепо – солдаты двух воюющих между собой армий. Сапо берёт Сепо в плен. Выясняется, что между солдатами много общего. Оба не хотят никого убивать, оба невежественны в военном деле, а участие в военных битвах не отучило их от привычек мирной жизни: один в перерывах между перестрелками вяжет свитер, а другой делает тряпичные цветы. В конечном итоге герои приходят к мысли, что все прочие солдаты также не хотят воевать, и надо сказать об этом вслух и разойтись по домам. Воодушевлённые, они танцуют под весёлую музыку, но в этот момент пулемётная очередь подкашивает их, лишая возможности исполнить свой план. Абсурдность ситуации пьесы усугубляется тем, что в ней действуют ещё и родители Сапо, внезапно приехавшие на фронт, чтобы навестить сына.
Для творчества Аррабаля характерно противопоставление нарочитой детскости его героев жёсткости обстоятельств, в которых им приходится существовать. К числу наиболее известных произведений драматурга относятся «Два палача» (1956), «Первое причастие» (1966), «Сад наслаждений» (1969), «Инквизиция» (1982).
Художественный метод Гарольда Пинтера (род. 1930 г.), автора пьес «День рождения» (1957), «Немой официант» (1957), «Сторож» (1960), «Пейзаж» (1969), близок экспрессионизму. Его мрачные трагикомедии населены загадочными персонажами, чьи разговоры пародируют обычные формы человеческого общения. Сюжет, построение пьес находятся в противоречии с их кажущимся правдоподобием. Рассматривая буржуазный мир как бы через увеличительное стекло, Пинтер своеобразно обрисовывает страдания людей, оказывающихся на обочине жизни.