Найти в Дзене
Кирилл Хаит

Почему Германия провалилась

Заниматься самоцитированием, конечно, плохо. Но иногда это рационально. Особенно, если 2-3 фразы можно использовать вместо длинного вступления к главной мысли. Мой предыдущий текст о сборной Германии заканчивался так:

«Все вместе создает впечатление разобранного механизма. Отдельные детали функционируют, но они не связаны между собой. Германия остается сильной командой, но внутренних противоречий много, и решить их нужно быстро».

Решить их не удалось. А анализ проблем сборной остался актуальным и после трех матчей (тот текст рекомендуется к прочтению). Но к старым добавились новые.

Доверие лидерам

На первый взгляд, это достоинство, а не недостаток. Игрокам необходимо доверие, чтобы показывать лучшие качества.

Но доверие Лева к Озилу, Кроосу, Мюллеру, Нойеру пошло во вред сборной. И нет, Кроос в этом списке не лишний. Все помнят его гол шведам на 95-й минуте, но он не должен заслонять 94 минуты некачественной игры, три ошибки, которые привели к контратакам, и еще ошибку, которая привела к голу. Многовато для одного матча.

Все помнят его голевой удар, но вообще-то Кроос ударил по воротам 15 раз в трёх матчах. Из них до створа добрались пять ударов. КПД невысок. Кстати, в матче с Южной Кореей Кроос не смог вынести мяч и по факту сделал пас на Квона, когда счёт стал 0:1.

С остальными лидерами то же самое. Озила, который не создавал примерно ничего, Лев перевел немного глубже. Там пассивность десятки не так бросалась в глаза, только мяч стал доходить до атаки ещё хуже. Мюллер… Мюллер за весь групповой этап не дал повода назвать своё имя. Что касается Нойера, его поведение в конце матча с Южной Кореей необъяснимо. Он же не просто пошёл к чужим воротам при стандарте, чтобы создать численной преимущество. Он был в на чужой половине поля в позиционной атаке, и команде пришлось оставить лишнего игрока для страховки, такого как бы либеро. Им стал Зюле. Нойер точно должен был бегать на чужой половине поля, вместо того, чтоб там был тот же Зюле, а Нойер играл либеро? Брандт точно не справился бы на бровке лучше, чем Нойер? Поведение вратаря можно рассматривать как ошибку, которая привела к голу. А можно – как неуважение к полевым игрокам.

Германия доигрывала чемпионат мира примерно так. Уберите Нойера с чужой половину поля - и получится расстановка на последние полчаса игры. Да, это очень странная расстановка, и позиция Нойера - далеко не самое странное в ней. Кроос в качестве единственного опорника - это пострашнее Нойера в центре поля. Полчаса Германия приглашала Южную Корею к контратакам, и в добавленное время Южная Корея, наконец, согласилась. А в первом тайме, когда Лев еще не начал делать панические замены, Германия выглядела убедительнее и имела хорошие моменты.
Германия доигрывала чемпионат мира примерно так. Уберите Нойера с чужой половину поля - и получится расстановка на последние полчаса игры. Да, это очень странная расстановка, и позиция Нойера - далеко не самое странное в ней. Кроос в качестве единственного опорника - это пострашнее Нойера в центре поля. Полчаса Германия приглашала Южную Корею к контратакам, и в добавленное время Южная Корея, наконец, согласилась. А в первом тайме, когда Лев еще не начал делать панические замены, Германия выглядела убедительнее и имела хорошие моменты.

Чемпионат мира провалили те футболисты, которые изначально виделись лидерами команды. Ужасный результат – в меньшей степени вина Горецки, Брандта, Хектора, чем тех, кто должен был делать разницу.

Предсказуемость (Зане)

Известный факт: Лев предпочитает, чтобы ширину атаки обеспечивали защитники. Задача крыльев атаки – резать пространство, смещаясь в центр, создавая остроту на полуфлангах. Браднт, Мюллер, Ройс, Дракслер: четыре игрока с похожим стилем смещения пригодились в заявке, а лучший немецкий полевой игрок сезона, который открывается по-другому – не не пригодился. Ну, если дело в тактике. В итоге, все эти тактические доводы можно выбросить в мусор. Первый матч Германия доигрывала со всеми четырьмя на поле, два других – с тремя из четырех на поле. Тут уже не до стиля смещения. Лев просто выпускал под конец всех атакующих игроков. И ни мешали друг другу.

Единственный, кто отличался бы на этом фоне – Зане. Нет, не факт, что он бы все изменил. Но атакам сборной Германии очень, очень не хватало вариативности. Мексика и Южная Корея изначально знали, как будет играть Германия и победили, используя это знание. Шведы изначально знали, как будет играть Германия и не победили потому, что бросили играть в контратаки, прижались к штрафной всей командой и перешли на выносы.

Невезение

Немцы провалили все матчи в группе, поэтому вполне заслуженно едут домой. Но то, что команда не показала свой максимум, еще не значит, что она ничего не создала. Игру немцев можно назвать однообразной, предсказуемой, примитивной – но хотя бы один из ударов головой с линии вратарской должен был закончиться голом. Даже банальные навесы иногда забивают, особенно, когда бьют в упор, особенно, мастера вроде Хуммельса. По воротам Южной Кореи Германия нанесла 28 ударов. Да, она провалилась на чемпионате мира, но в этом матче ей просто не повезло. Ну, и см. пункт первый насчёт лидеров. Ошибки Крооса и Нойера никто не отменял.

Лев (самоуверенность)

Пять матчей без побед в товарищеских матчах перед чемпионатом мира должны, обязаны были прозвенеть для команды тревожным чем-то. Колокольчиком, колоколом, сиреной, пожарной сигнализацией. А единственная победа – странная, вымученная, со счётом 2:1 и над Сауовской Аравией – тем более. Почему этого не произошло? Лучше всех объяснил Йоахим Лев: «Мы были уверены, что на чемпионате мира начнём играть хорошо».

Уверенность в себе – это здорово, это необходимо для больших побед. Но эти слова выдают некоторую иррациональность, которая присутствовала в планах на турнир. Напомню, что всего год назад сборная была в полном порядке. Выиграла отборочную группу с 10 победами из 10. Выиграла Кубок Конфедераций дублирующим составом, в котором не было Нойера, Боатенга, Крооса, Озила, Мюллера… Им дали отдохнуть. А команда с тер Штегеном, Гинтером, Мустафи, Штиндлем, Зане, Джаном была в порядке. Всё работало. А когда в механизм вернули лидеров четырёхлетней давности и поставили их под пресс, механизм не вышел на полную мощность, а сломался.

Автор неудачи на чемпионате мира – тот, кто, имея огромный выбор деталей, выбрал именно эти. И собрал механизм, который в решающий момент не предложил ничего, кроме навесов и индивидуальных ошибок. Даже команда с Кубка Конфедераций сыграла бы сильнее.