Найти тему
Истории об истории

Морское файер-шоу — как воевали брандеры

Задача доставить в укрепления противника зажигательные средства возникла сразу после изобретения этих средств. При осаде крепостей для этого применяли метательные орудия. Для поджога кораблей с древних времен использовали брандеры.

Оснащение

Устаревшие суда начиняли легковоспламеняющимися материалами, поджигали и направляли по ветру или течению (обычно скрытно) в скопление кораблей противника. Поджигали либо сразу, либо при помощи экипажа, который покидал судно в последний момент.

К. Воланакис. Корабль в огне
К. Воланакис. Корабль в огне

По бортам развешивали специальные крючья, которыми брандер цеплялся за вражеский корабль. Это было необходим, чтобы увеличить время — огонь мог схватиться не сразу.

С изобретением пороха брандеры начиняли любой взрывчаткой, способной разрушить или потопить корабль противника. А в экипаже брандера, помимо обычной корабельной команды, обязательно был специалист по взрывному делу.

Брандеры в морских баталиях

Первые упоминания о брандерах можно встретить в древнегреческих документах V века до нашей эры. В XVII веке брандеры присутствовали в штатном расписании всех флотов ведущих морских держав того времени.

В исторических морских сражениях далеко не всегда брандеры решали их исход, но есть несколько значимых в морской истории событий, когда именно эти небольшие суденышки кардинально меняли картину боя.

В 1672 году при Солбее между голландской и англо-французской эскадрами произошло одно из крупнейших морских сражений парусного флота. В баталии голландские брандеры сожгли флагман британского флота — 100-пушечный линкор «Ройял Джеймс». Его капитан, лорд Монтегю, утонул, что привело к потере управления и, в конечном итоге, поражению объединенного флота Англии и Франции.

В. Ван де Виллем. Сражение при Солбее
В. Ван де Виллем. Сражение при Солбее

Во время Орлеанской войны 1688–1697 годов между Францией и Англией англичане спроектировали «адскую машину» — огромный корабль «Инфернал» был под завязку набит взрывчаткой. Во время нападения на французский порт Сен-Мало командир повел брандер к крепостным стенам. Но судно село на мель, не дойдя до цели, — пришлось его взорвать. Взрывом была разрушена часть крепостной стены и огромное количество зданий.

Неизвестный художник. Взрыв «Инфернала»
Неизвестный художник. Взрыв «Инфернала»

Но, конечно, самое удачное применение брандеров случилось в 1770 году в Чесменском сражении. В одноименной бухте русский флот заблокировал флот турок. Под руководством бригадира Ивана Ганнибала были снаряжены четыре брандера, которые ночью направили на турецкий флот. Три судна с задачей не справились, но четвертое, под командованием лейтенанта Ильина, достигло цели. Русский брандер поджег турецкий линкор, с линкора пламя перекинулось на стоящие рядом корабли неприятеля. Почти весь турецкий флот был сожжен.

Я. Гаккерт. Чесменское сражение
Я. Гаккерт. Чесменское сражение

В XX веке

Считается, что появление судов с металлическими корпусами закрыло дорогу брандерам. Но это далеко не так — брандеры просто стали гораздо более совершенными.

К примеру, в 1904 году японцы использовали брандеры для нападения на русскую эскадру, стоящую на рейде Порт-Артура.

Последующие разработки самовзрывающихся катеров велись с применением теле- и радиоуправляемых систем.

С начала Первой мировой войны немцы имели в составе флота 17 телеуправляемых катеров, набитых взрывчаткой. Часть из них координировались с берега при помощи проводов длиной до 20 миль (37 километров). Другие наводились с гидросамолета. Именно такой катер атаковал британский корабль «Эребус» на расстоянии 40 миль (64 километра) от берега.

Во второй мировой немцы массово применяли радиоуправляемые брандеры «Линзе». Летом 1944 года они успешно атаковали англо-американские корабли при высадке десанта в северной Франции, потопив 12 судов.

Итальянский флот к 1941 году имел в своем составе большое количество катеров-брандеров. Управлялись они водителем, который вел катер, а затем, при приближении к цели, фиксировал рулевое колесо и прыгал в море. От гидроудара его спасал небольшой надувной плот.

Взрывающийся катер в музее
Взрывающийся катер в музее

В марте 1941 года шесть таких катеров атаковали флот союзников на Крите, нанеся серьезные потери кораблям. Правда, все шестеро диверсантов попали в плен.

После войны разработки брандеров с использованием человека в качестве пилота прекратили.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Вам будет интересно:
Легендарный Чесменский бой — как русская эскадра победила превосходящий в два раза турецкий флот
«Севастополь» — боевой линкор трёх войн