4,7K подписчиков

Культовое шведское кино. «Фанни и Александр»

1,7K прочитали

14 июля великому шведскому режиссеру могло бы исполниться целых сто лет. Сегодня обсуждаем одну из последних его работ «Fanny och Alexander» (у нас перевели «Фанни и Александр») 1982 года. Картина существует в двух вариантах - телесериал и полнометражка для кинотеатров. Лучше смотреть полную версию. Фильм «Фанни и Александр» стал большим хитом в мире и заполучил много наград. В его копилке приз Венецианского кинофестиваля, премия Сезар, Золотой глобус, четыре Оскара (лучший фильм на иностранном языке, лучший оператор, лучшие декорации и лучшие костюмы) и много чего еще. Стоит ли смотреть это кино солнечным летним днем? Безусловно!

14 июля великому шведскому режиссеру могло бы исполниться целых сто лет. Сегодня обсуждаем одну из последних его работ «Fanny och Alexander» (у нас перевели «Фанни и Александр») 1982 года.

Действия фильм разворачивается между с 1907 по 1910 года. В центре истории - судьба семейства Экдаль, показанная глазами сестры и брата Фанни и Александра.

Как-то странно рассказывать о сюжете фильме, потому что это именно тот случай, когда нужно просто садиться и смотреть. Каждый кадр тут является произведением искусства. Это тот случай, когда титанический труд мастера можно разглядеть в мельчайших деталях. Вот он репетирует с актерами, пишет пометки на полях сценария, делает очередной дубль, помогает с расстановкой мебели, кричит на оператора. «Фанни и Александр» - эта ода кинематографу и жизни как таковой, так как в сюжет вплетены частички биографии самого Бергмана.

Фильм вообщем-то о детстве и взаимоотношениях внутри семьи. Разберем структуру. В первом акте нам показывают счастливое семейство Экдаль - спокойная Анна, фантазер Александр, любящие мать и отец, бесконечные родственники и друзья. Символом идеальных взаимоотношений выступает Рождество, ведь это время, когда вся семья собирается вместе. Переломным моментом является смерть отца семейства Оскара Экдаля. Дети становятся сиротами и впереди их ждет неизвестность. Через год Эмили, мать Фанни и Александра, выходит замуж за епископа Эдварда Вергеруса и отказывается от прошлой жизни. Внимательный зритель моментально сможет заподозрить, что холодный взгляд епископа и чрезмерная влюбленность Эмили не приведут ни к чему хорошему. Вторая половина второго акта проходит в атмосфере тотального контроля семейства епископа над Фанни, Александром и Эмили. Юный Александр единственный бунтует и бросает вызов властолюбивому Эдварду, но епископ быстро подавляет стремления подростка к свободе. Эмили тоже понимает, что счастья с новым мужем не будет и подумывает о разводе, но закон на стороне епископа. К тому же Эмили беременна. Кризисная ситуация! Казалось бы впереди один только мрак. Но к концу второго акта появляется друг семейства торговец Исак Якобе и тайком вывозит детей. В третьем акте Эмили подсыпает епископу снотворное и убегает. В доме Эдварда случайно происходит пожар и он умирает. Семейство Экдаль снова свободно и празднует новую жизнь с родственниками.

Бергману удалось интересно рассказать историю семьи Экдаль во многом благодаря оператору Свену Нюквисту, с которым он уже давно сработался. Неспешный ритм повествования постепенно втягивает зрителя в историю. Тут работает каждая деталь, создавая магическую атмосферу. «Фанни и Александр» не является картиной только для европейского зрителя, она работает на всех. Именно поэтому американская киноакадемия настолько прониклась ей