Найти тему
Кирилл Хаит

Что мы узнали из матча Россия – Уругвай

Разгром от Уругвая вызвал новую волну переобуваний. Хуже, наверное, будет только в том случае, если Аргентина выйдет в плей-офф чемпионата мира.

Так сборная России – снова дно? Или нет? Сейчас выясним. Для того, чтобы разумно, а не эмоционально ответить на этот вопрос, поражение от Уругвая надо воспринимать так же, как победы над Египтом и Саудовской Аравией. В контексте.

До первого гола Египту команды играли на равных. После гола Египет посыпался, а когда вернулся в игру, счёт был уже 3:0 – можно сказать, что игра шла до гола. Счёт не отражает расстановку сил.

Два гола Саудовской Аравии были забиты в добавленное время. Ни один опасный момент не прошёл зря: Россия забила всё, что имела, и даже больше. Сейчас самое время упомянуть так называемые «ожидаемые голы» - xG, статистику, которая основана на рейтинге опасности ударов по воротам. Счёт по xG – 2:0,2 в пользу России. Да, два у России – ноль целых, две десятых у СА. Счёт 5:0 отражает расстановку сил?

В матче с Уругваем счёт тоже не отражает расстановку сил. Слишком рано обстоятельства сделали планы тренеров бессмысленными. Удаление, индивидуальная ошибка, которая привела к голу (со штрафного) и рикошет. После этого счёт за час игры мог быть каким угодно – он больше не коррелировал с возможностями одной и другой сборной. Слишком рано игра перестала быть весами, на которых 90 минут взвешиваются качества команд.

Поэтому есть вещи поважнее, чем доказывать себе, что в матче с Уругваем вернулась старая-недобрая сборная. Или наоборот, что этот матч ничего не значит, а вот две предыдущие игры можно анализировать. Мы узнали кое-что поважнее.

Расстановка, по которой сборная России провела большую часть игрового времени.
Расстановка, по которой сборная России провела большую часть игрового времени.

В сборной России есть незаменимые игроки

Мы еще раз убедились, что Смольников и Кудряшов – не замена Жиркову и Фернандесу. В сборной России их можно назвать незаменимыми. Кудряшов, даже когда тактически грамотно подключается к атакам, вносит слишком слабый вклад в атакующую игру. Он не делает резких забеганий в лицевую, не пробует обыграть, не навешивает. Только обыгрывается с ближним. А Смольников, оказывается, не владеет азами тактической дисциплины – вроде подката сзади, когда уже есть желтая карточка, а работа арбитра вызывает вопросы.

Замены Головину нет даже формально. Миранчук – слишком другого стиля футболист. На подхвате, но не обостряет. Показательный момент случился во втором тайме, когда Миранчук пропустил острый пас Зобнина. Пас был немного неточный, но Миранчук даже не сделал движения к мячу: он думал, что пас идёт на фланг. Игрок, который обостряет, пошёл бы на мяч, даже если бы пас действительно был адресован на фланг. В общем, Головина не хватило. Это объясняет отсутствие моментов.

Сборная России не должна вести позиционные атаки

Что касается моментов Уругвая, первые два гола из трёх в Англии принято называть «дешёвыми». То есть голы, которые даются забившей команде слишком легко. Вот это точно очень плохо. Потому что это значит, что трудности, которые сборная так и не смогла преодолеть во втором тайме, она создала себе сама.

Первый гол (штрафной) Уругвай получил из атаки сборной России. Удаление Смольникова случилось в результате атаки сборной России. Эти два эпизода определили игру: после первого команде пришлось больше атаковать, после второго матч можно было заканчивать.

Команда Черчесова не должна долго держать мяч, это просто слишком плохо кончается. Восемь голов в группе принесло не владение мячом. А стандарты (превосходство в воздухе), прессинг и то, что в последней трети поля пасы отдавал Головин, а не кто-то другой. У Самедова с навесами что-то пошло не так: не мог попасть даже в пределы поля.

Прессинг даже при разгроме оставалось сильной стороной команды. Муслера под давлением выбил мяч точно на Зобнина – давление работает даже вдесятером против Уругвая. Превосходство в воздухе тоже было – даже в матче, проигранном 0:3: один Дзюба выиграл верх больше раз, чем весь Уругвай. То есть сильные стороны работали, а вот воспользоваться ими уже не получалось. Две причины: 1) Не хватало игроков (количества) и 2) Не хватало игроков (тех, незаменимых).

Дзюбе нужна поддержка

Фактически, это дополнение к абзацу о незаменимых. Во-первых, Дзюба тоже незаменим. 12 выигранных воздушных единоборств и семь подборов – он находится, наверное, в лучшей форме в жизни. Во-вторых, его отличная игра ни к чему не приводит, когда в радиусе 10 метров нет игрока. Тут должна быть фраза про Смолова, но он не убедил за час игры, что должен выходить с первых минут. Что вообще должен выходить.

Игра вдесятером против Уругвая – ситуация, в который свежий форвард должен брать мяч и тащить, собирать соперников, прорываться штрафную, зарабатывать фолы. А не ждать пас. Смолов на это не способен. Миранчук тоже. Других форвардов нет. Это нерешаемая проблема. Ну, или Головин должен выдать еще один суперматч.

Испания – более удобный соперник, чем Португалия

Нет, удобный – не значит простой. Испания сложный соперник и суперфаворит пары. Но игра команды Черчесова в трёх матчах в группе обнаружила одну закономерность. Её сильная сторона – мешать сопернику. Ломать чужую систему получается лучше, чем строить свою.

У Португалии нечего ломать. Это команда, которая живёт от эпизода к эпизоду и выигрывает за счёт эпизодов. А сама наказывает а любую ошибку. Может, не самый сильный соперник, но максимально неудобный.

Испания же выигрывает за счёт того, что работает ее система контроля мяча и организации позиционных атак. Так вот, хорошая новость: пока от матча к матчу мы видим, что эта система не совершенствуется, а скорее наоборот. Лучшее качество футбола испанцы показали в первый час турнира против Португалии. Дальше стало хуже.

Накрывать защитников высоким прессингом – по сути, главное оружие, которому научил команду Черчесов. Против Португалии в нем нет особого смысла. Против Испании оно выглядит вполне опасным.