30.07.17г. Села в поезд Кисловодск-Нерюнгри. Много пассажиров, - едут по своим делам…
Как у Высоцкого
Люди едут за деньгами…
Убегают от обиды и тоски…
А я еду, а я еду за туманом,
За туманом и за запахом тайги…
Я действительно еду за туманом и тайгой на Алтай.
Алтай – какое удивительное место! Тайга, горы, ледники, горные реки и водопады, высокогорные озера и долины со знаменитыми на весь мир скифскими курганами. Здесь искал Шамбалу Николай Рерих. Волшебные места! Давно я мечтала побывать здесь.… И вот моя мечта сбывается – я еду! Люди в купе приветливые. Большинство из Якутии возвращаются домой. Удивительный у нас народ: для того, чтобы побывать в теплых краях едут неделю в поезде туда, еще неделю назад и там неделю. Но счастливы безмерно, что побывали там… они ездили на юг и довольны, я - в Сибирь – и тоже счастлива. Как разнообразно устроен человек! За разговорами быстро проходит время – вот и Новосибирск, дальше - автобусом до Горного Алтая, а там - как повезет. Маршрут составила еще дома, но так непредсказуем путь паломника (как говорит моя «родная подружка» Филюзя), приеду - на месте разберусь: «будет день и будет пища» как говорит мудрая русская пословица.
Вот и Горный Алтай – столица Алтайского края. Не перестаю удивляться нашей русской душе. Горный Алтай разделился на две половины – Алтайский край – в России, а Горный Алтай – республика, но тоже в России… Наверное нашим правителям не хватает кресел, вот и делят народ на кусочки, причем, тратятся огромные деньги на печати, административные здания и т.д. и т.п., а народ? Как жил в нищете так и остается в ней. Ну что ж, посмотрим, что изменилось к лучшему после того, как несколько лет назад разделили их по разные стороны гор…
1.08.17г. Первый день моего пребывания на Алтае.
Танюша разузнала в туристическом бюро о местах наиболее интересных, но воспользоваться их услугами - стоит огромных денег. Мы решили ехать автостопом, как путешествуют по всей Европе. До Каракольской долины (где находятся скифские курганы) добрались на попутке.
Первой нашей остановкой был Каракольский природный парк «Уч-Энмек» - заповедная и особо охраняемая зона. Здесь запрещена любая хозяйственная и прочая деятельность кроме экскурсионной при обязательном сопровождении гида – это «места силы». Нашим гидом по этим местам была Наташа, одновременно и гид и водитель «Нивы» - на другой машине в этих местах и не проедешь. «Каракольская галерея» – Бичикту-Кая-бом – «обрывистая каменная гора с надписями» - одна из самых крупных писаниц в Горном Алтае,
расположенная недалеко от с. Бичикту-бом. Вдоль узких тропинок на гладких скалах можно увидеть наскальные рисунки. 15-17 век. На этом месте совершались обрядовые действия. О создании рисунков – проводилась шаманская мистерия в честь духа гор Тенгри, произносились пожелания. И сейчас это место является для коренных жителей местом поклонения духам гор. Мы тоже прикладываемся к горе, загадываем свое самое сокровенное желание, чувствуется небольшое головокружение (то ли сила горы, то ли дух принял наше желание), спускаемся осторожно, молчим, говорить нет желания…
Мне вдруг захотелось поиграть на комусе (у башкир это кубыз), звук льется как бы из глубины души. Играю и чувствую: становится легко, усталость переплавляется в добрую энергию, и солнце светит ярче – чудеса, да и только!
Двинулись дальше. Подъехали к источнику. Наташа рассказывает о священном источнике, который лечит зрение. Узнаю о языческом обычае завязывать на дереве веревки. Я часто спрашивала себя на Аркаиме – зачем люди завязывают узлы на деревьях, камнях? И вот только здесь (от настоящей жительницы Алтая, исповедующей язычество) я узнала о значении этого обычая. Теперь всем могу рассказать, что завязывать узлы на деревьях или камнях - это обычай настоящих язычников и тем, кто не исповедует язычество, делать это - категорически запрещено. Нарушается естественный ход судьбы… Отметины этой древней культуры встречаем очень часто. Возле речных переправ мы видели священные ленточки, - они имеют такое же большое значение, как для христианина - поставить в храме свечу. Для этого ритуала покупают материал 4-х цветов. Голубой - обязательный. Его привязывают первым - в честь Тенгри – духа неба. Белый в честь духа горы « Белуха». Народное название горы другое. У народа вообще два названия горы: Бадын Баже Кукену – одно из названий, его разрешается произносить только во время ритуальных действий. Наташа рассказала, что экскурсоводам разрешено проводить экскурсии после специального обряда. Третья – по личному выбору: желтого или зеленого цвета, - символизирует природу Алтая. Ширина и длина тоже имеют значение, ленточки отрываются только руками – замеряются по длине среднего пальца. Считается, что после рождения в течение 3-х месяцев дух неба Тенгри дает человеку две судьбы – один палец покороче, подверженный влиянию, второй - та жизнь, которую он должен прожить сам, указующий перст. Бог дал нам указующий путь…
2.08.17
«Что такое Манжерок? Может это городок, может это островок…» - так пели мы в ранней юности. На Чуйском тракте мы увидели указатель – Манжерок. Мне захотелось там побывать. И вот мы едем на озеро Манжерок.
Куда бы вы не попали на Алтае, на какую бы гору не забрались, в какую бы пещеру не спустились, везде притаились мифы и легенды. Создается такое впечатление, что на Алтае они сложены о любой горе, реке, озере и т.д.
А, впрочем, это и не удивительно, - сказочная, неповторимая по красоте картина алтайских пейзажей невольно рождает легенды, которые появляются и по сей день. Озеро Манжерок – единственное место на Алтае, где растет водяной орех – Чилим. В годы Великой Отечественной войны голодно было на Алтае и священный орех Чилим спас многие жизни от голодной смерти… Так и назвали его талисманом жизни. На Алтае это символ жизни, талисман. И каждый приезжающий увозит с собой этот удивительный орех, который растет на корнях водорослей в знаменитом озере Манжерок. Много других талисманов и шаманских атрибутов увидели мы в сувенирной лавке на озере. Продавец сувениров Наташа рассказала мне такую историю.
Для хорошего сна, у алтайцев есть «ловец снов». Считалось, когда человек спит, он слаб и беззащитен. Для того, чтобы злые духи не проникли в его сон, вешался «ловец снов». Делается он из ивовой ветки, и в центре вставляется мораловая косточка. Легенда гласит, что одному шаману приснился сон. Во сне мудрец спустился в образе паука, этот паук сорвал ивовую веточку и сделал круг (как символ бесконечности), затем сплел паутину, а в центре оставил проход, вплетя туда мораловую косточку. «Хорошее доброе пройдет через мораловую косточку» – сказал шаман, « а злое, негативное, плохое запутается в паутине»… Моя спутница Татьяна купила себе такого «Ловца снов» и, надо сказать, спать (как она утверждает) с этого дня стала лучше.
3.08.17
Я еду на знаменитое озеро Алтын-Кёль.
Почему алтайцы называют Телецкое озеро “Алтын-Кёль”?
Б.Бедюров в своей книге «Слово об Алтае» рассказывает о такой легенде. «…В далекие времена в долине реки Чолушман, единственной, что впадает в озеро, некогда жил охотник Чокул. Однажды пошел он в тайгу на охоту. Вдруг конь его споткнулся, и мох с земли сковырнул копытом. Смотрит охотник — внизу что-то блестит. Спешился он и видит в земле золотой самородок. Выкопал он его и обмер. Был тот самородок величиной с конскую голову. Обрадовался охотник такой удаче. Не помня себя от радости, помчался домой. Привез золото в юрту и стал похваляться, что теперь он будет самым богатым человеком по всей округе. Только никто находке Чокула не позавидовал. Жили люди просто: охота и рыбалка, на маленьких полосках земли, что лепились по горным склонам, ячмень сеяли. Однако, даже имея немного, чувствовали себя счастливыми, так как были вольными охотниками, никому не подчинялись. Все были равны друг перед другом. Чокул схоронил свое богатство и думал, что теперь ему никакая беда не страшна, в черный день его золотой самородок выручит. Однажды наступил год великой жары. На скудных делянках высохли, не налившись, колосья ячменя, на лугах травы пожухли и пожелтели, скот от бескормицы падал, в лесах деревья листья уронили, ни кедровые орехи, ни грибы, ни ягоды не уродились. Звери и птицы ушли с берегов озера. Наступил великий мор и глад. Потянулись с насиженных мест люди, спасаясь от голодной смерти. Пришла беда и в юрту Чокула. Потускнели прекрасные глаза его красавицы жены, отошли в мир иной родители, пухли от голода дети. Но охотник не отчаивался. Надеялся он, что золотой самородок выручит его в лихую годину. Поехал он по аулам, чтобы сменять золото на еду для своей семьи. Долго ездил, много аулов обошел, да только напрасно все. Нигде не нашел он людей, которые согласились бы ему еду на золото обменять. Прослышал Чокул, что в одном ауле живет богатый бай, очень падкий на золото. Обрадованный этой вестью, поскакал Чокул к баю. Попросил он за самородок величиной с конскую голову всего одну чашку ячменя, но бай ему отказал, хотя и любил золото. «Самому скоро есть нечего будет», — ответил он на просьбу охотника. — «Когда еда кончится, какой будет мне прок в твоем золоте?» С тем и уехал от него бедный Чокул. Вернулся он в долину Чолушмана, зашел в юрту, а ни жены, ни детей в живых не застал — умерли они голодной смертью. В отчаянии, не помня себя от горя, вскричал Чокул: «Если самородок величиной с конскую голову не могу я обменять на чашку ячменя, зачем мне это золото? Брошу я его в озеро, чтобы больше никого не смущало, несбыточных надежд не вселяло». Из последних сил поднялся Чокул по каменистой тропинке на вершину горы, что над озером зависла, Бросил он самородок в озеро и сказал: «Духи гор, приношу это золото в жертву вам. Прошу вашего благословения для моего народа, чтобы не золотом он был богат, а теми дарами, что приносят земля, леса и воды благословенного Алтая. А в память о том, что нет у золота той силы, что приписывают ему люди, отныне будет называться эта гора, с которой я самородок бросил, «Алтын-Туу» — Золотая гора, а озеро, что его в свои воды приняло, Алтын-Кёль — Золотое озеро».
Удивительное озеро, в него впадают 70 водопадов, каждый из которых падает с огромной высоты… а вытекает лишь одна река Бия. Длина озера 86 км, а ширина 4-5 км в самых широких местах, водой этого озера можно 9 лет поить всю Европу. В отличии от Байкала, озеро не замерзает. Удивительные места на озере, есть субтропики, где произрастают Алтайские яблоки в заповедной зоне, есть родники, которые исчезают, если подходит человек с плохими мыслями к ним и появляются, как только мысли меняются. Есть целебные родники, которые лечат катаракту, но воду этого родника нельзя вывозить – теряет она свои свойства, поэтому живут люди здесь же и лечат свои глаза… Но главное – это старинные племена, которые живут высоко в горах над озером. Удивительный народ – горные алтайцы, многие сохранили культуру, уклад своих предков до наших времен, поклоняясь духам гор, совершают обряды, в которых просят духов сохранить их племена. Именно там живут настоящие шаманы… С одним из таких шаманов мне и посчастливилось встретиться.
Полюбовавшись красотами озера, покатавшись на катере, зайдя в Каменный залив и самый большой водопад «Корбу», я, усталая, но довольная, устроилась на ночлег в кедровой мансарде.
Утром хозяйка обещала отправить меня в город с одним из жителей Артыбаша – хозяином местной сувенирной лавки. В 5.30, когда чуть забрезжил рассвет над озером, подъехала машина и водитель приветливо открыл дверцу. Мы двинулись… Путь был неблизкий, преодолеть нужно было три перевала. Ехали мы молча: я любовалась красотами тайги, горами и речкой Бией, вдоль которой шла трасса, Валентин – так звали водителя - тоже молчал и лишь тихо звучала музыка из магнитолы. Проехав немного, мы приблизились к перевалу. Валентин выключил музыку и стал что-то шепотом говорить. Мне стало интересно, но спрашивать не стала… так в полной тишине мы подъехали к месту, где лежал густой туман. И чем ближе мы приближались, тем выше поднимался туман, проехав, я восхитилась вслух зрелищем, что наблюдала. Я в своей паломнической жизни перевалов преодолела много, но такое видела впервые. Густой туман сзади опять опустился на дорогу. Попутчик мой ухмыльнулся, как мне показалось, и мы дальше продолжили путь. У следующего перевала та же картина. Да еще моросил дождь. Подъехали ближе, - и я увидела: как по мановению какой-то невидимой силы, туман опять поднялся, пропустив нас, и лег за нами плотным слоем. Тут уж я не выдержала и стала задавать Валентину вопросы. Он сначала молчал, но потом строго глянув на меня (что с тобой сделаешь, женщина?!) начал свой неторопливый рассказ о том, что в горах живут духи… У каждой горы свой дух и говорить с духами надо уметь. С одним нужно ласково попросить пропустить тебя на перевал, с другим строго и властно… Резонен был мой вопрос откуда он это знает, Но еще больше поразил ответ, что это его предки научили обращаться с духами и когда проявилась в нем сила, стал он шаманом… Как он узнал об этом? В ответ на мой вопрос от завернул рукава рубашки и я увидела руку, всю усыпанную блестками, как если бы ее специально посыпали для красоты, как делают городские красавицы… Удивлению моему не было предела. Валентин рассказал, как еще в детстве учил его дед общаться с духами. Собираясь на охоту, они совершали языческие шаманские обряды и всегда возвращались с охоты довольные добычей… Дядя его, тоже шаман, лечит здесь же в Артыбаше. Бывает, он ездит в Европу и к нему приезжают ото всюду, а вот Валентин, хоть и лечит людей и видит их «насквозь», - но занимается своим любимым делом. Зимой, когда туристов мало, вырезают они с сыном фигурки зверей и шаманские талисманы из кедра и кореньев, а летом, в сезон продают их в своей сувенирной лавке. Сувениры, приобретенные у алтайцев, обладают магической силой. С уважением нужно относиться к талисманам дома и если есть к ним пренебрежение, то отвечают они тем же, и в доме таком, как правило, поселяется уныние и горе, уходит смех и радость. Слушала я его и жалела, что с вечера не дошла до лавочки с сувенирами, поскольку отнеслась к ним с тем же городским пренебрежением, что и к остальным погремушкам туристического бизнеса. Много и долго говорили мы с шаманом, теперь уже и я замолкала перед очередным перевалом и с благодарностью смотрела на своего таинственного, немногословного путника. Дала себе зарок – обязательно вернуться на следующий год на Алтай и побывать в этих загадочных местах, узнать о них как можно больше и пообщаться с этим удивительным народом, сохранившим свою первозданную языческую культуру и обычаи.
Совет: если вы хотите путешествовать по Алтаю самостоятельно, запаситесь картой и желательно подробной, потому что многие местные жители практически ничего не знают о своем крае (с грустью, думаю, не хотят знать) и поэтому могут отправить вас совсем в противоположную сторону.
Мне повезло («везет тому, кто везет» гласит пословица), поэтому я поступила, как мудрецы:
1.Списалась по «инету» со знакомой моих знакомых (спасибо «инету»!!!) Татьяной из Казахстана (у нее мама переехала в Горный Алтай)
2. Собрала солидную информацию об Алтае;
3. Подготовила себе полный маршрут следования.
Если и у Вас появиться желание, побывать в этом удивительном крае – Горном Алтае присоединяйтесь.
Мой электронный адрес: foma-y55@mail.ru
Телефоны: 89279447477 и 89174294381
https://vk.com/club18943725