Исследования показывают, что корпоративная культура мешает цифровой трансформации компании. Что же делать? Менять культуру.
Вот 5 советов, которые вам в этом помогут.
В 2017 году консалтинговое агентство Capgemini опросило 1700 сотрудников в 340 компаниях по всему миру, как они оценивают уровень цифровой трансформации их бизнеса. 62% опрошенных заявили, что самым большим препятствием к цифровизации для них стала существующая корпоративная культура компании. Причем показатель этого года на 7% хуже, чем данные предыдущего исследования в 2011 году. Напрашивается вывод, что создание новой корпоративной культуры является обязательной задачей на пути цифровизации, которая запросто может занять несколько лет. Сложный – но необходимый путь.
Несмотря на эти пессимистичные цифры, 34% компаний-респондентов все же могут гордиться статусом первопроходцев. Эти организации, которые в основном находятся в Великобритании, Швеции и США, утверждают, что они внедрили у себя цифровые подходы к работе. Мы внимательно изучили исследование и предлагаем несколько советов, которые могут помочь вашей организации стать цифровым бизнесом.
Все или ничего: глобальная постановка вопроса
Первая фундаментальная задача – донести до сотрудников мысль о влиянии цифровизации на их работу. Люди должны понять, что перемены коснутся не только внедрения новых технологий или миграции данных в облако, но и общего подхода к организации рабочих процессов.
Цифровая стратегия, которая разрабатывается и внедряется на всех уровнях, актуальна для будущего всех компаний, вне зависимости от того, производят ли они отвертки или VR-очки. Новые digital-компании, которые производят революцию на рынке, возникают сегодня каждый день. Например, финтех-компании, которые предлагают сервисы по комплексному управлению финансовыми активами онлайн на базе смарт-платформ, устроили переполох в банковском секторе. Раньше такие услуги оказывали только банки, которые сегодня неприятно удивлены количеством новых конкурентов.
Лучший индикатор прогресса – мнение команды
Сотрудники по-разному оценивают успехи компании - в зависимости от должности. 40% топ-менеджеров заявили, что цифровая корпоративная культура уже существует в их компании, тогда как в тех же компаниях это подтвердили только 27% остальных сотрудников. Сотрудники – как и ваши клиенты – имеют дело со всеми направлениями цифровизации на практике, поэтому обратная связь от них – это лакмусовая бумажка. Если стратегия выбрана верно, команда это заметит. В некоторых компаниях даже получение должностей зависит от мнения коллектива: в швейцарской ИТ-компании Umantis позиция CEO не назначаемая, а выборная – через голосование сотрудников.
Все говорят об инновациях – и где они?
Сегодня все считают себя самыми инновационными. Но при этом всего 37% сотрудников считают свою корпоративную культуру инновационной. Банально, но факт – инновации не должны быть пустыми словами. При этом необходимо создавать культуру, которая позволит не только быстро закрывать задачи, но и заниматься экспериментами. Не забывайте об ошибках – провальные подпроекты прокладывают путь к «next big thing». Один из ярких примеров – это Google. У компании есть отдельное направление проектов, которые сами сотрудники описывают как «высадка на Луну». К ним, например, относится Google Glass, стоивший огромных денег и в итоге закрытый.
Безграничные возможности – безграничные отделы
В скором будущем традиционный офисный уклад – с бесчисленными кабинетами, бумажной работой и графиком с 9:00 до 17:00 – станет пережитком. Уже сегодня ни одна компания не может позволить себе работать без синергетического эффекта от сотрудничества отделов и рабочих групп. И здесь теория идет вразрез с практикой: только 41% опрошенных сотрудников считают, что у них развита культура совместной работы. Многие из них чувствуют себя изолированными от рабочих процессов, а не интегрированными.
Важно создавать пространство для сотрудничества – в прямом смысле. Дизайн рабочего места играет серьезную роль в совместной работе. Многие компании переходят на openspace, вводят мобильные рабочие места и креативные зоны. Часто сотрудники сами решают, работать им в кафе, коворкинге или на летней террасе – не важно, где, если они эффективно выполняют свои задачи.
Похвала приносит результат
Последний совет – основа основ психологии: поощряйте желаемые сценарии поведения! Чтобы сотрудники помогали сформировать будущее вашей компании, сделайте так, чтобы они сами этого захотели. Четкие целевые показатели, включение планов по цифровизации в бонусные и льготные программы помогут замотивировать сотрудников. Благодаря такому подходу коллектив будет чувствовать, что он работает в прогрессивной компании с четкой перспективой развития.