Антонио Гауди.
Личность Антонио Гауди (Антони Пласид Гильем Гауди-и-Корнет) можно толковать двояко. С одной стороны, можно говорить о его техническом рационализме, его великолепном владении формой и материалами. С другой стороны, не следует забывать о важности его идей, которые позволили ему создать шедевры, полные символического содержания и вступавшие в противоречие с основными тенденциями современной ему западной архитектуры.
Антонио Гауди ставил перед собой задачу найти практические решения: построить виадуки и пешеходные дорожки, разграничить участки и разработать систему сбора воды, однако плоды его труда выходили далеко за пределы таких решений, поскольку в них отражалось стремление создать абсолютное произведение искусства и стереть границы между природой, или творением божьим, и искусством, понимаемым как результат деятельности человека.
Эузеби Гуэль проник в суть архитектуры Антонио Гауди гораздо глубже, чем остальные его современники. Они подробно обсуждали как различные вопросы благоустройства будущего жилого комплекса, так и его иконографические компоненты. Существуют различные толкования символической вселенной Парка Гуэль и её связей с классической Грецией, христианской традицией и Каталонией. Как Гуэль, так и Гауди обладали обширными гуманитарными знаниями и глубокими религиозными убеждениями; кроме того, они были страстными патриотами Каталонии.
Помимо его несомненной художественной ценности, Парк Гуэль является одним из самых ярких примеров амбициозного стремления барселонской промышленной элиты на заре ХХ века к тому, чтобы обрести известность и превратить Барселону в столицу.
Барселона и Парк Гуэль.
В 1900 году, когда началось строительство Парка Гуэль, Барселона была крупным современным и космополитичным городом, основное место в экономике которого занимала хорошо развитая промышленность. Население города превышало пятьсот тысяч человек. Минуло уже более полувека после сноса городских стен, и начиная с 1860 года новый город, воплощением которого стал район Эшампле, возводившийся по проекту инженера Ильдефонса Серда, переживал период бурного роста. Это была крупнейшая градостроительная операция в Европе в XIX веке.
На протяжении второй половины XIX века Барселона постоянно расширялась, и район Эшампле (L'Eixample или Новый Город) занимал все большую территорию на окружающей город равнине. Центральная часть города постепенно обретала черты крупного буржуазного центра, но интенсивное строительство велось и вокруг неё, в направлении бывших промышленных пригородов, где жили более бедные слои населения.
Всемирная выставка 1888 года продемонстрировала Европе и всему миру стремительный рост Барселоны - крупного промышленного города, представлявшего собой столицу возрождавшейся каталонской нации, очень противоречивого с социальной точки зрения и очень динамичного с точки зрения искусства. Эта атмосфера сделала возможным поиск нового языка художественного выражения и городской архитектуры. Именно это способствовало популярности модерна, многочисленные образцы которого украсили собой район Эшампле, а также расцвету творчества такого уникального архитектора, как Антони Гауди.
Эузеби Гуэль заказал Гауди проект строительства жилого поселка для богатых семей на большом земельном участке, который он приобрел в районе, известном под названием Лысая гора. Его местонахождение казалось великолепным: он был расположен в месте со здоровым климатом и восхитительными видами на море и равнину, на которой находится Барселона. Планировалось разделить жилой посёлок примерно на 60 участков треугольной формы и создать в нем разветвленную сеть путей, виадуков и лестниц, которые помогли бы преодолеть сложный рельеф местности.
Условия застройки были очень строгими: её можно было осуществлять лишь на одной шестой части участка, причем здания должны были использоваться только как жилье. Гуэль хотел создать здесь своеобразное подобие элитных британских кондоминиумов, ввиду чего посёлок получил английское название Park Guell (по-каталански слово «парк» пишется как Parc).
Отношения, существовавшие между Гуэлем и Гауди, были не просто отношениями творца и мецената: их связывала самая настоящая дружба. Гауди тщательно обдумал этот градостроительный проект, углубившись в необычный процесс художественного творчества.
В первые годы ХХ века работы по строительству Парка Гуэль велись довольно быстрыми темпами, однако сложные условия приобретения участков, эксклюзивный характер будущего жилого поселка и недостаточно развитая транспортная сеть привели к тому, что проект оказался неосуществимым.
В 1914 году Эузеби Гуэль принял решение остановить строительство. После кончины Гуэля его наследники предложили парк мэрии Барселоны, которая в 1922 году приняла решение о его приобретении. Четыре года спустя он был открыт для посетителей уже как городской парк. В настоящее время он является одним из излюбленных мест отдыха жителей Барселоны и привлекает внимание посетителей со всего мира. В 1984 году ЮНЕСКО включила парк в список объектов культурного наследия человечества.
Парк Гуэль: осмотр архитектурных памятников.
Главный вход в парк украшают железные ворота, первоначально созданные для дома Висенс, одной из ранних работ Гауди. По обеим сторонам находятся два павильона, которые были задуманы как служба приема посетителей жилого поселка. Привлекает внимание их оригинальная кровля, облицованная битой керамикой, известной под названием «тренкадис». Домик, расположенный слева, в котором в настоящее время находится сувенирный и книжный магазин, предназначался для администрации поселка. Здесь планировалось принимать посетителей, поэтому в нем имеется просторный зал ожидания.
Тренкадис (trencadís) - один из излюбленных декоративных приемов Антонио Гауди, который заключается в облицовке поверхностей небольшими кусочками битой керамики, источником которой зачастую служили строительные отходы или старая посуда.
Дом Привратника.
Дом привратника жилого поселка, расположенный справа от главного входа в Парк Гуэль, был построен в 1901 - 1903 годах. В настоящее время он является частью Музея истории Барселоны. Этот дом представляет собой один из немногих примеров скромного жилища, возведенного Гауди, практичного и простого, но, тем не менее, не лишенного богатства форм. Одной из его отличительных особенностей является широкое использование традиционных каталонских сводов.
Каталонский свод, или свод из плоской кирпичной кладки, представляет собой традиционный метод строительства с использованием нескольких слоев кирпичей, который обеспечивает значительную гибкость при создании различных форм. Гауди и другие архитекторы, творившие в стиле модерн, нашли самое разнообразное применение его великолепным пластическим и строительным характеристикам.
Монументальная лестница.
Лестница начинается от площади у входа в парк и обрамлена двумя выпуклыми стенами с зубцами. С правой стороны от нее находится грот, в центре которого расположена коническая колонна. Эта двойная парадная лестница, разделенная на несколько пролетов, поднимается к гипостильному, или колонному залу, под которым находится цистерна, вода из которой поступала в фонтаны, расположенные на центральной оси лестницы.
Лестница отличается многообразием деталей. Прежде всего, привлекает внимание ее вычурные, слегка гротескные формы напоминающие гроты, которые были обнаружены при строительстве жилого поселка. Выше нас удивляют скульптурные элементы, покрытые битой керамикой «тренкадис». Сначала перед нами предстает фонтан в форме головы змеи над гербом Каталонии. Затем нас ждет дракон, а точнее, саламандра очень ярких цветов. В верхней части находится треножник, который, как кажется, образован тремя змеями, и расположен перед изогнутой скамьей, откуда открываются великолепные виды на весь парк.
Внешняя часть гипостильного зала.
Зал представляет собой крытое пространство с восьмьюдесятью шестью колоннами с каннелюрами, источником вдохновения для которых послужил дорический ордер. Они увенчаны антаблементом, который также включает формы, заимствованные из классических стилей. Над карнизом выделяется своими сильными контрастами формы и цвета керамическая скамья верхней площади.
Колонны, расположенные по периметру, вместе с антаблементом наклоняются в своеобразном волнистом движении, прямо противоположном правилам классической композиции, что усиливает восприятие их структурной роли и придает всему ансамблю яркую индивидуальность.
Внутренняя часть гипостильного зала.
Зал был задуман как крытое пространство, которое, среди прочих функций, могло служить местом для рынка. Регулярный ритм его «леса» колонн прерывается, создавая три свободных пространства (одно центральное, более крупное, и два меньших), напоминающих нефы храма.
Потолок образован небольшими куполами, выполненными в технике каталонского свода, покрыт битой керамикой «тренкадис» и украшен плафонами, расположенными на месте замковых камней. Они были созданы Жозепом Марией Жужолем, соратником Гауди, и благодаря своим необычным материалам, формам и цветам кажутся своего рода прелюдией сюрреализма.
Австрийский сады.
Изначально это была одна из зон жилого поселка, отведенных под участки для строительства жилья, однако после того, как в 1926 году мэрия Барселоны открыла парк для посетителей, здесь разместился питомник. В шестидесятых годах он превратился в сад с партерами, проект которого создал Льюис Риудор. Сады обязаны своим названием тому, что некоторые из высаженных здесь деревьев были подарены Австрией.
Издалека видны два дома, построенных в тот период, когда Парк Гуэль был жилым поселком: дом семьи Триас, белого цвета, построенный по проекту Жули Батльевеля, и розовый дом, служивший образцом для потенциальных покупателей, автором проекта которого был Франсеск Беренгер. В этом доме жил Антони Гауди почти до самой смерти, а в настоящее время здесь разместился дом-музей Гауди.
Площадь Природы (смотровая площадка).
Эспланада была известна под названием Греческого театра или Театра природы, поскольку здесь планировалось проводить спектакли под открытым небом, В отличие от остальной территории парка, которая адаптируется к рельефу, площадь расположена в месте, где гора была срезана, и частично опирается на гипостильный зал. Проект окружающей её извилистой скамьи был создан Жозепом Марией Жужолем в период с 1910 по 1914 год, Скамья сконструирована из готовых бетонных блоков, облицованных битой керамикой «тренкадис» и керамическими деталями цилиндрической формы.
В первые десятилетия XX века на этой площади проводились самые разные мероприятия, от спортивных праздников и запуска воздушного шара до различных общественных мероприятий. Чаще всего здесь можно было увидеть разные проявления каталонской народной культуры и каталонские патриотические мероприятия.
Портик Прачки.
Железная дверь, очень характерная для творчества Гауди, ведет в сады бывшего традиционного крестьянского дома «масия», который известен под названием дом Ларрард. Здесь находится портик, построенный из неотесанного камня и примыкающий к подпорной стене верхней дорожки, профиль которого напоминает большую волну. С его внешней стороны расположены многочисленные контрфорсы, один из которых представляет собой не слишком изящную кариатиду, известную как «Прачка», поскольку она изображает представительницу этой профессии.
Найденное Гауди решение диалога между архитектурой и природой уникально и драматично по своей природе, поскольку оно усиливает напряжение, существующее между этими двумя началами. Великолепное владение самыми разнообразными структурами и материалами позволяет ему создать уникальный и полный символов мир форм.
Пандус и дом Ларрард.
Портик прачки завершается спиральным пандусом с витыми колоннами очень смелой формы. Благодаря распределению элементов комплекса создается очень элегантная структура в двух уровнях, в которой верхний балкон плавно переходит в нижний.
Дом Ларрард, расположенный ниже, находился на землях, приобретенных для строительства Парка Гуэль. В здании сохранен изначальный стиль классицизма, Гауди лишь внес в него небольшие изменения, необходимые для того, чтобы превратить его в резиденцию Эузеби Гуэля и его семьи. В 1931 году, когда парк уже принадлежал городу, в здании разместилась муниципальная школа им. Балдири Рейшака.