Найти в Дзене
Я вам покажу!

Циолковский на Рязанщине

Оглавление

Константин Циолковский. Великий учёный – и самоучка. Уездный учитель – и основоположник теоретической космонавтики. Он говорил о «ракетных поездах» (прототипах многоступенчатых ракет), которые покорят космическое пространство, в то время, когда в России самым популярным видом транспорта была телега, запряжённая лошадью, а появление автомобиля, особенно где-нибудь в глубинке, было настоящим событием для местных зевак… И этот удивительный человек был нашим земляком.

Дом на Вознесенской

Константин Эдуардович появился на свет 17 сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии. Его отец, Эдуард Игнатьевич происходил из обедневшего дворянского рода, а мать, Мария Ивановна, была из мелкопоместных дворян. Всего в семье Циолковских родилось семеро детей, двое умерли в младенчестве. Мария Ивановна сама занималась начальным образованием сыновей: учила их чтению, письму, арифметике. Читать Костя научился по книге «Сказки» Александра Афанасьева.

Через некоторое время после рождения сына у Эдуарда Игнатьевича, работавшего лесничим, начались неприятности на службе из-за его «либерального отношения к местным крестьянам». Он потерял место и был вынужден перебраться с семьёй в Рязань. Здесь мужчина устроился на должность делопроизводителя лесного отделения Рязанской палаты преимуществ, а с июля 1861-го стал учителем естественной истории и таксации в землемерно-таксаторских классах, получив чин титулярного советника.

В Рязани семейство Циолковских поначалу обосновалось в доме Юмашевых, дедушки и бабушки будущего учёного, на Приклонской улице (современная улица Урицкого). Позже они сняли квартиру в доме по улице Вознесенской, входившем в состав городской усадьбы дворян Колеминых. Именно здесь прошло детство будущего основоположника теории межпланетных сообщений.

-2

Когда мальчику было девять лет, он заболел скарлатиной и в результате перенесённого осложнения частично потерял слух. Это время Циолковский называл впоследствии «самым грустным, самым тёмным временем жизни». Тугоухость лишила мальчика многих детских забав, отдалила от здоровых сверстников. Именно в этот период он проявляет интерес к поделкам: мастерит из бумаги и картона, скрепляемого сургучом, кукольные коньки, домики, часы с гирями и др.

Добавим, что впоследствии глухота станет одной из главных причин, которые помешают Циолковскому получить образование (отчислен из третьего класса Вятской мужской гимназии и с тех пор уже нигде и никогда не учится – всегда занимается самостоятельно). Зато увлечение поделками перерастает в настоящее научное и техническое творчество. В 14 лет Костя самостоятельно собирает астролябию (сложный измерительный прибор), домашний токарный станок. Создаёт самоходные игрушки – коляски, локомотивы. И уже в юном возрасте экспериментирует с моделями аэростатов, обдумывает проект машины с крыльями.

В 1868 году отец вновь остаётся без работы: землемерно-таксаторские классы закрывают. Семья покидает Рязань и переезжает в Вятку, к родственникам. Начинается новый виток в жизни Константина Циолковского. Однако ему суждено будет ещё раз вернуться в наш город – спустя 10 лет, в 1878-м…

Голодные московские годы

Но возвращение в Рязань произошло уже после того, как Циолковский пережил гибель старшего брата и смерть матери, отчисление из гимназии. А ещё за плечами у юноши остались три года жизни в Москве. Отец, видя изобретательские наклонности сына, велел ему поступать в Высшее техническое училище (современное МГТУ им. Баумана).

«Отец вообразил, что у меня технические способности, и меня отправили в Москву. Но что я мог там сделать со своей глухотой! Какие связи завязать? Без знания жизни я был слепой в отношении карьеры и заработка. Я получал из дома 10—15 рублей в месяц. Питался одним черным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал книги, трубки, ртуть, серную кислоту и прочие химические реактивы для опытов» - вспоминает позднее Константин Эдуардович.

-3

В течение трёх лет, проведённых в Москве, Циолковский каждый день ходил в Чертковскую бесплатную публичную библиотеку и, обложившись книгами, самостоятельно грыз гранит науки. В библиотечных залах он познакомился с Николаем Фёдоровым, основоположником русского космизма. Тот стал для Циолковского наставником, заменив ему университетских профессоров. Вслед за физикой и основами математики последовали интегральное и дифференциальное исчисление, сферическая и аналитическая геометрия, высшая алгебра, а затем - механика, химия, астрономия... За три года Циолковский полностью освоил гимназическую, а также основную часть университетской программы.

Однако далее отец не смог оплачивать жизнь сына в столице, и осенью 1876 года Константин, измождённый постоянным голоданием, вернулся домой, в Вятку. Немного восстановив силы, начал давать здесь частные уроки физики и математики. У Циолковского была собственная методика преподавания: он делал упор на наглядную демонстрацию. Молодой преподаватель создавал бумажные модели многогранников для уроков геометрии, вместе с учениками проводил многочисленные опыты на уроках физики и т.д. Он заслужил славу хорошего преподавателя, в то же время продолжая самообразовываться, читая много книг.

В конце 1876 года умер младший брат Игнатий, к которому Константин был очень привязан. Спустя некоторое время Эдуард Игнатьевич, здоровье которого заметно пошатнулось, вышел в отставку, и в 1878 году семья Циолковских вернулась в Рязань.

Уездный учитель

По приезде в Рязань семья поселилась на Садовой улице. Первое, чем занялся Константин Циолковский в нашем городе, - прошёл медицинскую комиссию и получил освобождение от воинской службы из-за глухоты. Далее Циолковские планировали приобрести дом и жить доходами от него. Но тут очень некстати Константин Эдуардович рассорился с отцом и ушёл из дома, сняв отдельную комнату у некоего служащего Палкина. Ему пришлось искать средства к существованию, так как личные сбережения, накопленные с частных уроков в Вятке, подходили к концу. В Рязани его никто не знал как репетитора, и без рекомендации найти учеников было практически нереально.

-4

Чтобы зарабатывать на хлеб учительством, требовалась определённая, документально подтверждённая квалификация. Осенью 1879 года в Первой губернской гимназии Константин Циолковский успешно сдал экзамен экстерном на уездного учителя математики. Как «самоучке», ему пришлось сдавать не только сам предмет, но также и грамматику, катехизис, богослужение и прочие обязательные дисциплины. Циолковский никогда не интересовался этими предметами, но смог подготовиться за короткое время.

Успешно сдав экзамен, Циолковский получил направление от Министерства просвещения на должность учителя арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии (Боровск располагался в 100 км от Москвы) и в январе 1880 года покинул Рязань. Впереди у него были долгие годы жизни, женитьба, множество научных исканий, трудов и открытий. В том числе при Советской власти, когда многие его идеи, ранее отвергаемые ученым сообществом, получили, наконец, поддержку и признание... Но в нашем городе жить ему больше не довелось.

-5

Константин Эдуардович Циолковский умер 19 сентября 1935 года.

P.S. 1 июля 1961 года улица Ямская в Рязани названа именем Циолковского. А в 1982 году на ней появился памятник нашему знаменитому земляку. Авторы бронзового монумента – скульптор Олег Комов и архитектор Нина Комова – изобразили учёного в глубоких раздумьях: руки скрещены на груди, взгляд устремлён в далёкое будущее.

Добавим, что похожие по настроению монументы есть и во многих других городах нашей страны. А вот памятник в Боровске Калужской области, где Константин Эдуардович жил и работал в течение 15 лет, - выделяется из общего ряда. Скульптор Сергей Бычков увидел Циолковского очень простым и приземлённым, в чём-то даже комичным старичком в валенках. Учёный присел на пенёк и смотрит в небо – на улетающую ввысь ракету. Хочется присесть рядом с ним и так же мечтательно поднять голову к звёздам.

Считали ли современники Циолковского чудаком? Безусловно! Опередил ли он своё время, родившись раньше, чем следовало бы? А вот это уже спорный вопрос. Через тернии, через лишения и непонимание окружающих, он проложил-таки тропинку к звёздам, дав ориентир своим потомкам.