Найти тему

Мои любимые детские книжки. Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды.

Не помню, по какой причине, но “Мурзилку” мне не выписывали, и я его покупал сам в киосках “Союзпечать” по цене 10 копеек. “Мурзилка” был хорошим журналом, да и сам Мурзилка мне нравился - у меня с детства был большой медвежонок желтого цвета, правда, он был без фотоаппарата, и звали его Цыплёнок. И вот однажды осенью 1977 года я прочитал в свежем номере “Мурзилки” совершенно потрясающую вещь: детектив с загадками на сообразительность, да ещё и с обещанным продолжением. Правда, продолжения пришлось ждать еще три номера, но с января 1978 публикации пошли уже каждый месяц, и это было нечто потрясающее.

Для тех, кто в танке, даю вводную. Злая волшебница Ябеда-Корябеда отправила к советским детям двенадцать своих агентов, которых звали (помню без подсказки!): 1) Жадина, 2) Говядина, 3) Солёный, 4) Барабан, 5) Эники, 6) Бэники, 7) Дора-1, 8) Дора-2, 9) Помидора, 10) Коготь, 11) Локоть и 12) Кулак. Эти агенты выглядели как обычные мальчики и девочки, и должны были делать разные пакости, учить детей плохому: безобразничать, ябедничать, сваливать вину на другого и т.д. Задачей Мурзилки было обнаружить и задержать этих агентов (что он с ними делал потом, я уже не помню). Обычно каждую главу Мурзилка ловил очередного агента, хотя бывали и исключения: иногда он мог поймать двоих сразу (как Эники и Бэники), а иногда - никого. Самой хитрой оказалась агент Локоть, которую Мурзилка так и не поймал, и она перешла в новый сезон (через три года). Сейчас, как хорошо известно, Локоть является мэром города Новосибирска.

Текст был с кучей картинок, и самым главным были загадки. Выглядели они, например, так:

Загадка разбитого стекла

— Так кто же всё-таки из вас двоих разбил окно? — спросил прибывший на место происшествия Мурзилка.

— Можно, я расскажу всё по порядку? — обратился к нему мальчик в светлой рубашке. — Я учусь во вторую смену, уроки ещё вчера сделал, поэтому утро у меня было свободное.

Я сидел на лавочке в сквере и читал книгу. Вдруг к дому подошёл этот вот мальчишка. Решил, что его не видят, поднял камень и бросил в окно.

-2

— Неужели вы думаете, что меня так легко обмануть? — прервал его Мурзилка. — Прошу следовать за мной!

— Что же теперь будет?.. — захныкал Говядина (а это был именно он).

— Ничего плохого. Хотя на первых порах это вам не особенно понравится.

Почему Мурзилка решил, что его обманывают?

В будущем я уже стал чаще встречать загадки такого рода (например, про инспектора Варнике в журнале “Наука и жизнь”), но для младшего школьного возраста это было нечто уникальное.

В детстве я имел привычку пересказывать знакомым ребятам прочитанные книжки (последний раз в жизни я это делал в 1985 году, когда в колхозе перед 1 курсом универа я пересказывал “Обитаемый остров” Стругацких). И здесь меня ожидало сильное разочарование. Меня все внимательно слушали, но когда речь шла о разгадывании загадок, ребята впадали в ступор. У меня в Севастополе было два друга: Рома и Коля. Когда я рисовал правильную картинку с загадкой, задавал наводящие вопросы и спрашивал: “Ну как же Мурзилка узнал, кто здесь агент?”, Рома просто молчал, а Коля каждый раз с надеждой произносил: “Потому что он его узнал?”. Возможно, именно тогда я и стал понимать, что меня окружают, в основном, идиоты. (Сарказм).

Среди имен агентов мне было понятно всё, кроме нумерованных Дор. У меня была двоюродная бабушка Дора, но я не видел здесь определенной связи, а считалку “Дора, дора, помидора, мы в саду поймали вора” я просто не знал - у нас во дворе так не считали никогда.

“Мурзилка” не был таким дефицитом, как, например, газета “Футбол-Хоккей” или шахматная “64”. Поэтому я не сумел купить только один номер с повестью - №5 за 1978 год, где был разоблачен агент Барабан. Причем я это номер видел в киоске, этот киоск находился на Севастопольском пляже “Омега”, но именно в этот день он был почему-то на учёте, а в следующий раз журнала уже там не было, и в других киосках я его тоже уже не нашел. Поэтому мне удалось прочитать этот номер только у приятеля, который его выписывал, и только через два месяца, то есть по возвращению в Омск.

В 1979 году “Мурзилка” публиковал фантастическую повесть с продолжением про племянника Ябеды-Корябеды по имени Шиворот-Навыворот, но он был положительный персонаж. А с 1980 года я уже перерос “Мурзилку” и перешел на журнал “Пионер”.

Разные люди в воспоминаниях пишут, что это задумывалось как шпионский детектив в изложении для детей. Но я это совершенно так не воспринимал! Шпионские детективы я помню, я очень любил двухсерийный мультик “Шпионские страсти”, но история про Мурзилку и агентов у меня никогда не была шпионской - скорее, это был такой интеллектуальный ребус про любимого героя

Автором текстов, автором картинок и автором загадок является Александр Иванович Семёнов. Ему 76 лет, он жив и работает, вот здесь интервью с ним от 2016 года: https://www.youtube.com/watch?v=KG8VLop2nwI&feature=youtu.be