В Госдуме обсуждается закон о «доступных дефибрилляторах». Если его примут, автоматы для «перезапуска» сердца планируют установить в общественных местах, и пользоваться ими сможет каждый.
Внезапная остановка сердца — одно из самых опасных и непредсказуемых происшествий, которое может случиться с нами в городе. Часто только слаженная работа прохожих может предотвратить летальный исход. Проверить пульс, вызвать скорую, делать непрямой массаж сердца — этому можно научиться на курсах первой помощи. Но есть один важный навык, которому в России пока не учат.
По данным Красного Креста, самые высокие шансы на спасение у тех, кому в первые несколько минут провели дефибрилляцию, то есть «перезапустили» сердце с помощью разряда электричества.
Сейчас закон разрешает проводить эту процедуру только медикам.
Но уже в 2018 году, возможно, все граждане России получат право использовать автоматический дефибриллятор — при условии, если они будут уметь им пользоваться. Законопроект об этом уже обсуждается в Думе.
Автоматический дефибриллятор: для чего нужен и что умеет?
В каждом втором фильме, где есть сцена, в которой героя без сознания везут в больницу, нам показывают процесс дефибрилляции. Врач кладет два пластиковых «утюжка» на грудь, нервно кричит «разряд!» — тело дергается, и на мониторе появляются сигналы пульса. Выглядит эффектно, но что на самом деле делает этот чудо-прибор?
В норме все части сердца работают в определенном ритме, чтобы прокачивать кровь по сосудам. Но бывает, что мышечные волокна (фибриллы) начинают сокращаться не в такт, и биения не получается — возникает фибрилляция. В 80-90% случаев сердце останавливается именно из-за фибрилляции желудочков. Короткий электрический импульс может «перезапустить» сердце и тем самым спасти человеку жизнь.
Дефибрилляцию лучше всего проводить в первые 5 минут — тогда шансы на спасение максимальны. Но что делать, если кому-то стало плохо на улице?
Для этого были придуманы автоматические версии прибора — небольшие чемоданчики на аккумуляторном питании. «При активации они сами берут на себя руководство процессом: сообщают, куда и как крепить электроды, сами решают, нужен ли разряд, и подают его в случае необходимости, — рассказывает Тимофей Домненко, руководитель подразделения „Терапия и системы жизнеобеспечения“ компании Philips. — Все устроено так, чтобы их могли использовать рядовые граждане».
Спасение не для всех
В Европе и США такими автоматами оборудованы любые места, где бывает много людей, — аэропорты, вокзалы, торговые центры, офисные здания. «В некоторых городах уже действует стратегия Heart Save City („Город безопасного сердца“). В их числе — Сиэттл, Копенгаген, Дубай, — продолжает Домненко. — Результаты выживаемости при остановке сердца в этих городах — 60-64%. И это во многом заслуга того, что дефибрилляторы расположены через каждые 100–150 метров. При слаженных действиях прохожих применить их удается в считаные минуты».
А в Швеции даже придумали доставлять аппараты по воздуху в труднодоступные места — с помощью дронов.
В России автоматические наружные дефибрилляторы (АНД) уже есть в некоторых аэропортах и парках, но скорее как немое напоминание о бдительности для сотрудников, чем как реальный инструмент спасения. Сейчас по закону они относятся к медицинскому оборудованию, и пользоваться ими могут только врачи. Например, в парке «Сокольники» такое новшество появилось еще в 2014 году. Но, как сообщили в пресс-службе парка, с тех пор его ни разу не применяли для оказания первой помощи, и в обучении тоже не используют.
Знание для жизни
«Программа „Город безопасного сердца“ подразумевает не только доступность самих средств спасения, но и обученность населения основам сердечно-легочной реанимации, в том числе с применением АНД», — подчеркивает Тимофей Домненко. В России такой продвинутый вариант обучения не распространен. Хотя на некоторых курсах о дефибрилляторе все же рассказывают — в порядке просвещения.