Финансовая газета продолжает публикацию аналитических материалов, связанных с финансовым рынком России. Очередной рэнкинг 100 крупнейших банков фиксирует увеличение темпов роста отечественной банковской системы.
Прошла всего пара месяцев как в нашей стране – впервые в ее постсоветской истории – стало меньше 500 банков, а их уже 488. Трудно поверить, что когда-то их было порядка 2500, но зато легко представить, как однажды TOP‑100 станет бессмыслицей, подобно списку из 500 или 1000 крупнейших банков сейчас.
Сокращается, впрочем, и число участников такого еще лет 15 назад невообразимого рэнкинга как список банков с отрицательным капиталом, но действующей лицензией. Из 18 их стало 17 после того, как Бинбанк нарастил собственные средства в ходе санации (см. таблицу на стр. 14). Суммарная «дыра в балансе» банков с отрицательным капиталом сократилась, но не слишком сильно – с минус 985 млрд рублей до минус 970,7 млрд рублей.
Однако здесь можно ожидать ускорения процесса – на прошлой неделе Банк России фактически приступил к формированию Фонда непрофильных активов (ФНА), которому передадут проблемные активы более чем на 2 трлн рублей. Так что есть основания надеяться на улучшение банковской статистики. Но 1 мая на все 30 «кредитных организаций, по которым осуществляются меры по предупреждению банкротства», по данным ЦБ, еще приходилось 11,6% активов банковской системы – более 10 трлн рублей. И пока эта доля так велика, нет ничего удивительного в том, что главные банковские новости связаны не с ростом их бизнеса, а с его санацией.
Фонд помощи балансам
На прошлой неделе заместитель председателя Банка России Василий Поздышев рассказал в интервью РИА «Новости» некоторые детали формирования ФНА, создающегося на базе банка «Траст». Последний, по его словам, уже работает не как банк, а именно в качестве фонда, прекратив привлечение депозитов и кредитование. К нему начато присоединение «Рост банка», а позднее добавится «Автовазбанк» и непрофильные активы из баланса «Промсвязьбанка».
Перечисленные 4 банка на 1 мая входили в TOP‑5 нашего рэнкинга по размеру отрицательного капитала, и на них приходилась основная часть суммарной «дыры в балансах» его участников – минус 703,9 млрд рублей. Кроме того, свои плохие и непрофильные активы фонду передают «ФК Открытие» и «Бинбанк», к 1 мая занявшие в рэнкинге крупнейших банков России по размеру капитала вполне почетные 8 и 12 места соответственно.
Как сообщил Василий Поздышев, «Рост банк» передает ФНА активов на 745 млрд рублей, «ФК Открытие» – на 539 млрд рублей, «Траст» – на 332 млрд рублей, «Бинбанк» – на 139 млрд рублей, а «Промсвязьбанк» и «Автовазбанк» в сумме – на 315 млрд рублей. Так что общий объем переходящих к фонду активов превысит 2 трлн рублей. Но, как уточнил зампред ЦБ, «это активы «гроссо» – их балансовая стоимость без учета уже сформированных резервов».
При этом ЦБ привлекает к участию в фонде Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), с которым подписано соглашение о сотрудничестве. Дело в том, что ФНА не планируется использовать исключительно для ускоренной утилизации токсичных активов.
«Эта структура в первую очередь – фонд непрофильных активов и только потом плохих долгов, потому что значительную долю в его балансе занимают именно непрофильные (небанковские) активы, – пояснил Василий Поздышев агентству РИА Новости. – Прямые кредиты, за которыми нет схем скрытого участия в бизнесе или в проектах, это меньшая часть баланса фонда».
Весенний рост
На фоне множества событий, связанных в последние месяцы с санацией банков, в тени остался тот факт, что банковская система России вновь перешла к быстрому росту по всем основным показателям. Прошлой осенью и даже в первые месяцы этого года эпизодически фиксировалось снижение капитала, активов, вкладов физлиц, кредитов по сравнению с предыдущими месяцами.
В некоторых случаях падение наблюдалось и по итогам 12 месяцев. В начале декабря сумма кредитов нефинансовым организациям была на 4% меньше, чем годом ранее, а их депозиты – на 0,6%. Суммарный капитал банков еще в марте на 0,9% уступал предыдущему году. Но за два месяца весны ситуация заметно изменилась.
Уже 1 апреля собственные средства банков снова были в плюсе на 2,9% по отношению к той же дате прошлого года, активы – на 5,5%, кредиты нефинансовым организациям – на 4,8%, а физлицам – и вовсе на 15,7%. В течение апреля темпы роста активов только ускорились.
За месяц они выросли на 3,4%, а по сравнению с той же датой предыдущего года – на 9%. Таких помесячных темпов роста банковской системы не наблюдалось уже давно – с 2015 года. Еще в январе и феврале 2018 года активы снижались на 1,3% и 1,2%, а в марте показали едва заметный рост – на 0,7%.
В апреле уверенный и порой даже очень быстрый рост продемонстрировали многие показатели. Кредиты нефинансовым организациям, снижение которых было аргументом для критики жесткости денежно-кредитной политики ЦБ, выросли за месяц сразу на 2,7%. Теперь их объем на 6,2% выше, чем 1 мая 2017 года. И это очень заметная разница в сравнении с началом прошлой весны, когда падение превышало 10%.
Кредиты физлицам, которые в отличие от кредитов юрлицам росли большую часть прошлого года, увеличились в апреле еще на 1,8% и теперь их объем уже на 16,6% выше прошлогоднего. А вклады, продемонстрировавшие осенью четыре помесячных снижения подряд, в апреле выросли на 2,6% (10,2% по отношению к предыдущему году).
И если все эти цифры не окажутся разовым всплеском, можно будет говорить о том, что практика масштабного санирования проблемных банков, наконец, стала давать видимые результаты. А жесткость денежно-кредитной политики станет куда сложнее называть излишней, чем это было в прошлом году. Но для этого нужны, конечно, не один–два, а куда больше месяцев последовательного роста.
Весь список банков смотрите здесь.