В то время как одни фильмы пугают нас маньяками-убийцами и мстительными привидениями, другие не размениваются по мелочам. Они живописуют глобальные бедствия, несущие гибель сотням тысяч, миллионам и даже миллиардам людей. Вот семь полотен с грандиозными сценами разрушений - мы расположили их в порядке увеличения масштаба.
Война миров / War of the Worlds (2005)
Обычный день в тихом провинциальном городе превращается в настоящий кошмар, когда на поверхность вылезают боевые машины, закопанные пришельцами в расчете на будущее нашествие. Тех горожан, кому удается спрятаться от оружия инопланетян, поглощает вздыбленная боевыми треножниками земля. Хотя фильм Спилберга был основан на романе Герберта Уэллса, эффектное появление пришельцев - изобретение авторов ленты, которым хотелось, чтобы их картина отличалась от сотен постановок, где враги человечества спускаются с небес. К сожалению, после мощных и неожиданных ранних сцен «Война миров» становится предсказуемой. Ведь трудно представить себе фантастический фильм-катастрофу, в котором герой Тома Круза не покажет чудеса героизма и не спасет всех, за кого переживают зрители. Даже если персонаж суперзвезды не спецназовец, а простой докер из штата Нью-Джерси.
День независимости / Independence Day (1996)
Взрывы жилых домов, больниц, торговых центров - все это кошмарные теракты, вселяющие ужас в сердца людей. Но если вы хотите запугать и подчинить целую страну, нельзя размениваться на «мелочи». Нужно атаковать рукотворные достопримечательности, тщательно охраняемые символы национального богатства и инженерного искусства. Так думал и террористы 11 сентября 2001 года, и так же думали инопланетяне в «Дне Независимости», когда с одного выстрела уничтожили Белый дом и другие знаменитые здания. Пришельцы не знали, что в 1814-м резиденция президента США была сожжена британцами, однако это не помешало американцам выиграть войну 1812-1815 годов и затем заново отстроить Белый дом. Потому что сила нации - в ее духе, а не в дереве, кирпиче, камне и белой краске.
Армагеддон / Armageddon (1998)
Как убедить зрителей, что столкновение с Землей астероида размером с Техас станет глобальной катастрофой? Можно просто вставить эти слова в монолог ученого. Но куда интереснее наглядно показать, какой трагедией обернется падение всего нескольких небольших «небесных камней» на мегаполис. Именно так поступил Майкл Бэй в «Армагеддоне», где идущие над крупными городами каменные дожди мобилизуют человечество на борьбу с космической угрозой. Хотя у критиков и зрителей нашлось немало претензий к картине, в которой спасителями человечества оказываются смурные нефтяники, за несколько дней превращающиеся в звездных асов, спецэффекты ленты были вне критики. Больше всего зрители хвалили именно сцены метеоритной бомбардировки мегаполисов - едва ли не самые реалистичные эпизоды «Армагеддона».
Столкновение с бездной / Deep Impact (1998)
Падающий на Землю астероид может погубить миллионы, даже если не свалится на мегаполис, а упадет в океан. «Бултых» будет такой силы, что он породит мегацунами, которое распространится по всей планете. Прибрежные города будут разрушены огромными волнами, а островные государства попросту смоет. Хотя по ходу действия «Столкновения с бездной» космонавтам удается расколоть летящий к Земле астероид, один из его фрагментов все же падает на планету/. И вызванное им цунами становится одним из главных спецэффектов картины. К сожалению для Мими Ледер, уничтожение побережий планеты не помогло «Столкновению» победить «Армагеддон» в прокате. В результате постановшице начавшей было карьеру в дорогостоящем «мужском» кино, пришлось вернуться к мелодрамам и телесериалам.
Послезавтра / The Day After Tomorrow (2004)
Земная природа может уничтожить человечество без помощи космических пришельцев и небесных булыжников. Достаточно небольшого повышения температуры, которое нарушит океанские течения и радикально изменит климат. Добро пожаловать в мир стремительных ураганов. катастрофических наводнений и полного вымерзания мест, ранее считавшихся зонами умеренного климата! Конечно, в реальности такие перемены не происходят мгновенно, но Роланд Эммерих счел нужным ускорить природные часы, чтобы привлечь внимание зрителей к проблемам климата. Что может быть нагляднее, чем превращение севера США в ледяную пустыню, а Нью-Йорка - в огромную сосульку? Только вмерзшая в лед Статуя Свободы. Поскольку американские режиссеры постоянно с ней что-то делают, когда хотят подчеркнуть масштаб постигшего страну катаклизма.
Знамение / Knowing (2009)
В кульминации «Знамения» наша планета выжигается солнечной плазмой. Причем выжигается целиком и полностью. Без всяких надежд для тех, кто пытался спрятаться на поверхности или под ней. Величественная и трагическая сцена, напоминающая зрителям, как коротка жизнь и как важно прожить ее так, чтобы в финале не было обидно за выброшенные на ветер годы. Для Пройаса «Знамение» стало уже вторым обращением к теме общечеловеческой трагедии. Правда, в «Темном городе» действие развивалось уже после того, как случилось нечто ужасное.
2012 / 2012 (2009)
В том, что «2012» станет событием в жанре фантастики, не было никаких сомнений еще на этапе подготовки к съемкам - Роланд Эммерих обещан нам катаклизмы ранее не виданных масштабов. И обещание свое он сдержал - «2012» можно смело ставить на вершину нашего небольшого топа. По ходу дела режиссер землетрясением полностью стирает с лица земли Лос-Анджелес, затапливает несколько крупных городов, превращает национальный парк в жерло грандиозного вулкана, поднимает волну такой высоты, что она перехлестывает даже величественные Гималаи, и на закуску смещает континенты так, что Южный полюс оказывается где-то на территории Соединенных Штатов Америки. Как после такого снимать фильмы-катастрофьы уже неясно - в «2012» Эммерих фактически закрыл тему разрушений раз и навсегда.