Найти тему

Что мы знаем о музыке Древнего Египта?

Оглавление

Египет фараонов оставил множество росписей и барельефов с изображениями музыкантов. Уцелели и некоторые инструменты. Так, трубы, найденные в гробнице Тутанхамона, оказались в идеальном состоянии, на них даже смогли сыграть. Иероглифами записаны многие тексты песен.

А в погребальных надписях с почтением упоминаются не только имена музыкантов, но и имена руководителей ансамблей и всяких древнеегипетских чиновников от музыки ответственных за танцоров фараона, придворных распорядителей. Ясное дело, такие "министры культуры" не могли появиться там, где люди просто играют и поют для удовольствия. Для этого нужна была организация, и довольно сложная. Первый известный по имени администратор, Кафу-анх, жил при фараоне Усеркафе, а это III тысячелетие до нашей эры. Незапамятная древность!

Со школы мы помним, как важен для египтян был культ смерти и погребения: бальзамирование покойников, обустройство гробниц. Несмотря на это, древние египтяне были жизнерадостным народом и любили музыку. Множество божеств так или иначе было связано с ней.

Богиней радости, музыки и танца была Мерет (Мерт). Её имя означает "возлюбленная".

Не было скорби в моём доме.
В нём собирались певцы и девы,
Радостно пели к богине Мерет.
Прекрасны были тела их, а заплетённые косы
Лотосом, нежной миррой благоухали.
В цветочных венках мы пили вино из далёкого Пунта...
Надпись на саркофаге Веннефера, жреца при Рамсесе II.

И богиня Хатор любила танцевать. Её сын Айхи покровительствовал музыкантам. А за само изобретение музыки следовало благодарить бога Тота.

-2

Музыка звучала в храмах и во дворцах, на вечеринках вельмож и деревенских праздниках. Играли на трубах и флейтах, лирах и арфах. Было множество разных ударных инструментов, были подобия лютен. Ничего особенного! Похожим образом обстояли дела у всех народов, находившихся на близкой ступени развития. Было бы странно, если бы было иначе.

А что необычного мы знаем о египетской музыке?

Ансамбли

Древнеегипетские музыканты крайне редко играют и поют в одиночку. Изображаются обычно ансамбли, чаще всего с разными инструментами. Это не значит, что в жизни не было сольных выступлений, это значит, что достойными увековечения считались именно ансамбли.

Почему так неизвестно. Комментариев на этот счёт в текстах пока не найдено. Однако несомненно, что ансамблевая музыка была важна и популярна. И тут возникает другой вопрос...

Играть в ансамбле сложно. Всегда есть риск разойтись, рассинхронизироваться с другими музыкантами. В наше время дело значительно облегчают ноты. В них есть тактовые черты, указания на разделы или даже просто все ноты всех инструментов (если ансамбль небольшой. Если состав большой, партии отдельные, иначе замучаешься перелистывать).

В Древнем Египте нотной записи не было (или она ещё не найдена).

Именно поэтому такую огромную роль играли руководители ансамблей. Фактически они были дирижёрами, координаторами звучания. Без них ничего бы не получилось. Понятно, отчего о них отзывались с таким уважением.

Современный дирижёр создаёт прежде всего исполнительскую трактовку, эмоциональную форму произведения (хотя он, конечно, напоминает музыкантам, в какой момент им вступать). Но современные музыканты сидят перед раскрытыми нотами.

Что делал древнеегипетский дирижёр?

-3

Хейрономия

Не путать с хиромантией. Само слово "хейрономия" древнегреческое, но изобрели её, по-видимому, в Древнем Египте. Хейрономия дожила и до наших дней: иногда её используют в музыкальных школах.

Хейрономия это жестовые ноты.

...В Египте были свои очень жёсткие правила изображения людей. По ним мы всегда можем узнать на рисунке египетское изображение. Так, лицо рисуется в профиль, а глаза при этом в фас. Но правила правилами, а вот мелкие детали художники могли прорисовывать очень подробно и точно. И поэтому нам известно множество хейрономических знаков Египта. На изображениях довольно часто появляются дирижёры, которые показывают музыкантам ноты на пальцах буквально на пальцах.

Так, на рисунке выше знак, похожий на "ОК" один из таких хейрономических знаков.

Предположительно это изображение древнеегипетской музыкальной школы.
Предположительно это изображение древнеегипетской музыкальной школы.

Ранее учёные полагали, что эти дирижёры на самом деле певцы (те из них, кто прикладывает руку к уху, чтобы лучше слышать) или просто отбивают ритм ладонями. Но сейчас хейрономическая гипотеза основная.

Предположительно и Мерет, богиня музыки, изображалась с рукой, сложенной в хейрономический знак.

Мерет. Тот же знак, что на рисунке выше слева.
Мерет. Тот же знак, что на рисунке выше слева.

На некоторых изображениях перед арфистами сидят сразу два дирижёра. Возможно, это свидетельство ранней полифонии, и арфисты играют не просто мелодию, а две одновременно.

Спустя много тысяч лет, в XI веке нашей эры Гвидо Аретинский (тот самый, что изобрёл современные ноты) усовершенствовал хейрономию и очень подробно расписал положение всех нот на руке. В Древнем Египте, судя по изображениям, знаки были больше похоже на язык глухонемых.

Это иллюстрация 1854 г., поэтому на ней ещё написано, что люди поют. На самом деле видны хейрономические знаки.
Это иллюстрация 1854 г., поэтому на ней ещё написано, что люди поют. На самом деле видны хейрономические знаки.

Жестовые египетские ноты, к сожалению, не расшифрованы. Нет текстов, которые бы описывали их значение, нет фрагментов музыки, которые были бы полностью записаны хейрономией. Хейрономия и не предназначалась для записи, её передавали по памяти. О её существовании мы знаем благодаря художникам. А на каждом рисунке, увы, показаны лишь две-три ноты.

Поэтому все записи "древнеегипетской музыки", которые сейчас можно найти это только фантазии на тему.

Но, возможно, однажды археологи смогут расшифровать и хейрономию Египта. Ведь довольно много удалось уже узнать о музыке Древнего Шумера.

Коптские ноты

Существует ещё одна необычная египетская нотная запись. Но она куда более позднего времени уже нашей эры. В 50-х годах XX века музыковед Ханс Хикманн нашёл коптские ноты: шесть пергаментов с духовной музыкой. Это примерно V - VII века.

Пергамент с коптскими нотами из Нью-Йоркского Метрополитен-музея.
Пергамент с коптскими нотами из Нью-Йоркского Метрополитен-музея.

Цвет означает струну, а величина кружка продолжительность звука. Ещё нет представления о нотах в нашем понимании, запись отсылает не к звукам вообще, а к конкретным струнам двенадцати- или тринадцатиструнного инструмента.

Возможно, подобная запись возникла гораздо раньше, учёным удастся найти более ранние примеры и узнать, как же в действительности звучала древнеегипетская музыка.

Дело за археологией!

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!