Найти тему
Игра в минутки

Виктор Кинеловский. Военкор. История одной фотографии. Валентин и Валентина

...Шла весна. 2 марта 1943 года началась Ржевско-Вяземская наступательная операция войск Калининского и Западного фронтов. Целью этой операции было уничтожение группировки фашистов на Ржевско-Вяземском плацдарме.

П приказу Гитлера фашисты превращали оставляемый плацдарм в «зону пустыни»: они сжигали населенные пункты, угоняли жителей, взрывали мосты, дороги миниро­вали, уничтожали все запасы горючего и продовольствия, что не могли взять с собой.

Сложные условия весенней распутицы и болотной местности тормозили темп наступления.

Но наши войска, преодолевая сопротивление врага, занимали выгодные оборонительные рубежи и всячески мешали угону советских людей в Германию.

8 марта был освобожден город Сычевка, 10 марта — Новодугино, а также были очищены от врагов полусожженные, разграбленные немцами деревни Бабники, Пустошка, Кужнино, Макарики, Тюхово, Жуково, Иваники, Кулементьево Новодугинского района. Наши солдаты вышли к селу Извеково. В этом селе, в котором до войны было 53 дома, осталось всего лишь несколько изб. И полнейшая пустота. Ни одного жителя. Фашисты их или убили, или угнали в рабство. Возможно, кто-то укрылся в лесах.

В один из уцелевших домов зашел старший сержант Валентин Александрович Моисеев. Он был командиром отделения разведчиков из 2-го дивизиона 308-й артиллерийского полка. В доме пусто, все разбросано.

Вдруг, он увидел, что у ножки стола что-то зашевилилось. Это была девочка. Она была такой маленькой, что разведчик принял ее за куклу, но присмотрелся и понял, что перед ним живой ребенок.

Он закутал ее в подвернувшееся под руку одеяло. Напуганная боем, оторопевшая, она вначале не могла произнести ни слова. Окружавшие их бойцы предложили назвать девочку именем нашедшего ее командира, Валей.

Давай, Валентин, назовем ее твоим именем — Валя.

Сержант вынес девочку из дома на мартовское солнце, решив покормить ее солдатской кашей. В этот момент рядом оказался фронтовой фотокорреспондент Вик­тор Кинеловский. Он не мог пройти мимо такой сцены и сделал снимки сержанта В. А. Мои­сеева и Вали.

Извеково, северо-западнее Вязьмы — сержант Моисеев, 308 артполк
Извеково, северо-западнее Вязьмы — сержант Моисеев, 308 артполк

На обороте снимков он пометил: «Извеково, северо-западнее Вязьмы — сержант Моисеев, 308 артполк». С этой пометкой они и попали в архив кинофотодокументов.

В Извекове людей не было, некому было передать девочку, артиллеристы приютили Валю у себя на батарее. Она даже стала привыкать к «отцу», улыбаться. Но фронтовые дороги увели бойцов на запад, а Валю передали сначала медикам, а затем эвакуировали на восток детей.

На этом связь их прервалась...

Но, самое интересное, что им суждено было встретиться!

Однажды Виктор Сергеевич Кинеловский перебирал дорогие своему сердцу фотографии войны. Подержав в руках снимок сержанта и девочки, он захотел узнать, где теперь тот солдат, спасший малышку. И в «Известиях» появилась заметка.

Калуга. В один из июньских дней 1961 года шестнадцатилетний сын сержанта Моисеева Саша приходит домой с газетой «Известия» в руках и говорит отцу:

— Это не тебя ли, папа, разыскивают?

Глянул ветеран на снимок, прочитал обращение: «Где вы, старший сержант Моисеев?», «Где ты, солдат, спасший девочку Валю, добрый русский человек? Откликнись, если тебя пощадила война, и ты остался жив!». Нахлынули воспоминания. Весна 1943 года, фронтовые друзья, бои за Извеково и крохотная девочка — одна в пустом доме...

Дальше еще интереснее. Целых пять лет редакция газеты «Известия» занималась поиском той девочки Вали. И нашли!

Валю эвакуировали на Урал, в Пермскую область. В детском доме ей дали фамилию Жукова, в честь маршала Жукова. Там она выросла, выучилась и поступила на работу на завод «Русские самоцветы».

В 1966-м году Валентина приехала в Калугу на первую встречу с Валентином Александровичем Моисеевым.

Каталог материалов моего канала по фотографии.

Вам понравился материал? Подписывайтесь на канал, ставьте лайк. Спасибо.