Найти тему
pacific war

«Большой тор­пед­ный скан­дал»: При­чи­ны и след­с­т­вия

Содержание: Пролог | Первые проблемы | Глубина хода | Глючный датчик | Дела магнитные | Фи­зи­ка с ге­о­гра­фи­ей | Причины и следствия

О «третьем акте», завершившем, наконец, «Большой торпедный скандал» вы можете прочесть в серии заметок под названием «Не пробил!», а здесь я хотел бы поговорить о причинах, вызвавших столь вопиющий провал всей системы разработки и принятия на вооружение торпед ВМС США.

Чаще всего в качестве основной причины «Большого торпедного скандала» указывают недостаточное финансирование во времена Великой депрессии. Однако, как мы помним, создавший две трети проблем взрыватель Mark 6 был принят на вооружение за 3,5 года до знаменитого «чёрного четверга» 1929 года, с которого ведут отсчёт Великой депрессии.

Кроме того, это не объясняет и того упорства, с которым разработчики торпед впоследствии отвергали сам факт наличия проблем. Так что очевидно, что существовали и другие причины, лежавшие гораздо глубже.

Торпедная станция ВМС в Ньюпорте

Главный «антигерой» нашего рассказа, Торпедная станция ВМС в Ньюпорте, была основана ещё в 1869 году для разработки и производства тогдашнего подводного оружия – донных и шестовых мин. Уже в 1871 г. там была разработана первая собственная торпеда «Рыба», а в 1889 г. торпеда Хауэлла.

Первые американские торпеды: «Рыба (1871) вверху и торпеда Хауэлла (1889) внизу.
Первые американские торпеды: «Рыба (1871) вверху и торпеда Хауэлла (1889) внизу.

Однако они, а также другие первые американские модели оказались не самыми удачными и в дальнейшем роль Торпедной станции свелась, по большей части, к приёмочным испытаниям и последующему производству производившихся по лицензии «самодвижущихся мин Уайтхеда». Разработкой (а поначалу просто адаптацией и модернизацией конструкции Уайтхеда) долгое время занимались, прежде всего, частные компании, и эта ситуация сохранялась до начала 1920-х годов.

Например, основные американские торпеды Первой мировой, «Блисс-Ливитт» Mark 7 и Mark 8 были разработаны компанией «Е. У. Блисс и Ко.». Экспериментами с электрическими торпедами занимались компании «Сперри Гироскоп Ко.» и «Дженерал Электрик».

Кроме того, произошедший в тот период взрывообразный рост ВМС США (достаточно вспомнить хотя бы постройку огромного количества эсминцев-«флашдекеров») потребовал большого количества торпед, что привело к основанию ещё двух торпедных станций.

533-мм торпеда «Блисс-Ливитт» Mark 8 на фоне производственного цеха Торпедной станции в Ньюпорте. 1910-е годы. Эта модель образца 1911 г. продержалась на вооружении американских торпедных катеров и эсминцев-«флашдекеров» до 1945 г.
533-мм торпеда «Блисс-Ливитт» Mark 8 на фоне производственного цеха Торпедной станции в Ньюпорте. 1910-е годы. Эта модель образца 1911 г. продержалась на вооружении американских торпедных катеров и эсминцев-«флашдекеров» до 1945 г.

Затем наступило масштабное послевоенное сокращение флота, которое привело к ожесточённой борьбе «за место под солнцем» – остаться должен был кто-то один. И победа ожидаемо досталась Торпедной станции в Ньюпорте, ставшей с 1 июля 1923 года единственным разработчиком и производителем торпед в США. Она же осталась при этом и единственным их испытателем, со всеми вытекающими последствиями подобной монополизации.

Отсутствие конкуренции с другими конструкторскими коллективами достаточно быстро привело не только к появлению «комплекса гуру», но и к самоизоляции от смежных направлений в науке и технике, включая гидродинамику, геофизику и прочее.

Кроме того, Торпедная станция стала ещё и основной «кузницей кадров». Практически все офицеры, специализировавшиеся в минно-торпедном деле, в разное время либо служили на станции, либо проходили там стажировку. Затем они занимали соответствующие должности в частях и подразделениях, а впоследствии и руководящие посты в соответствующем отделе Управления вооружений, которому Торпедная станция подчинялась.

Само же это Управление находилось в непосредственном подчинении Министерства флота и не входило в «цепочку командования» Главнокомандующего ВМС США. Таким образом, будущие «эксплуатанты» торпед по определению не имели прямого влияния на процесс их разработки и приёмки на вооружение – классический пример отсутствия «обратной связи».

Торпедная станция ВМС в Ньюпорте, штат Род-Айленд, 1914 г.
Торпедная станция ВМС в Ньюпорте, штат Род-Айленд, 1914 г.

В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда одна и та же организация сначала вела разработки, затем проводила сдаточные испытания этих разработок, принимали которые выходцы из этой же организации – других специалистов по торпедам взять было попросту неоткуда.

И лишь потом на всё это наложились упоминавшиеся выше финансовые проблемы времён Великой депрессии, заставившие вовсе отказаться от дорогостоящих натурных испытаний. Окончательно к тому времени уверовавшие в собственную исключительность и непогрешимость специалисты Торпедной станции в Ньюпорте особой проблемы в этом уже не видели. Им было вполне достаточно ими же разработанных методик «щадящих» испытаний.

В заключение хотелось бы ответить на два закономерных вопроса.

1. Как ВМС США удалось, в конце концов, сломать эту систему?

Ответ – никак. Что называется, «само рассосалось». Необходимость наращивания объёмов производства торпед привела к восстановлению двух закрытых в 1923 году конструкторско-производственных центров – Торпедных станций в г. Александрия (штат Вирджиния) и в Кипорте на западном побережье США (штат Вашингтон).

Кроме того, к разработке новых типов торпед были опять привлечены частные компании. Так, например, электрическая торпеда Mark 18 была разработана компанией «Вестингауз», а первая акустическая самонаводящаяся противолодочная торпеда Mark 24 «FIDO» – компаниями «Белл Телефон» и «Дженерал Электрик». Таким образом, монопольное положение Торпедной станции ВМС в Ньюпорте исчезло естественным образом.

Последняя торпеда Mark 14, собранная на Торпедной станции в Александрии (Вирджиния), 1945 г. Всего за годы войны было выпущено 13 000 торпед Mark 14 и 9600 их упрощённых версий Mark 23.
Последняя торпеда Mark 14, собранная на Торпедной станции в Александрии (Вирджиния), 1945 г. Всего за годы войны было выпущено 13 000 торпед Mark 14 и 9600 их упрощённых версий Mark 23.

2. Понёс ли кто-нибудь наказание по итогам «Большого торпедного скандала»?

По большому счёту – нет. Если в Третьем рейхе подобный скандал в 1940 году привёл к судебному процессу над четырьмя назначенными козлами отпущения конструкторами германских торпед, то в США ничего подобного не случилось. Скандал не лучшим образом сказался на дальнейшей карьере нескольких офицеров, но не более того.

К примеру, в конце 1943 года, сразу же по окончании «Большого торпедного скандала», начальник Управления вооружений контр-адмирал Уильям Г. Блэнди был снят с должности и отправлен, что называется, «на фронт», по его прямой специальности – командовать соединением артиллерийских кораблей.

Что, впрочем, сложно считать наказанием, так как бравый адмирал с первых дней войны и сам рвался повоевать. Хотя действия Блэнди по организации артподготовки при штурме острова Иводзима также вызвали серьёзную критику, это не помешало ему впоследствии возглавить испытания ядерного оружия на атолле Бикини и уйти в отставку полным адмиралом.

Вице-адмирал Уильям Г. Блэнди (слева) с супругой и контр-адмиралом Фрэнком Дж. Лоури разрезают «атомный торт» на банкете в честь успешного окончания «Операции Перекрёсток»,  серии испытаний ядерного оружия на атолле Бикини в 1946 г.
Вице-адмирал Уильям Г. Блэнди (слева) с супругой и контр-адмиралом Фрэнком Дж. Лоури разрезают «атомный торт» на банкете в честь успешного окончания «Операции Перекрёсток», серии испытаний ядерного оружия на атолле Бикини в 1946 г.

А подвести итог циклу заметок о «Большом торпедном скандале» мне хотелось бы цитатой из книги вице-адмирала Джеймса Ф. Калверта, в годы войны служившего на подлодке SS-259 «Джек». Пусть она и содержит серьёзные преувеличения и упрощения, но именно так американские подводники «первой линии» видели (и продолжали видеть даже спустя 50 лет) ту историю:

Таким образом, к сентябрю 1943 года строевые подводники выявили и устранили три серьёзных дефекта торпед Mark XIV: неправильную глубину хода, ненадёжный магнитный взрыватель и тормозившийся ударник. Все три проблемы были решены в передовых частях, на их базах и в их мастерских, без какой-либо помощи из Ньюпорта и Вашингтона.

Содержание: Пролог | Первые проблемы | Глубина хода | Глючный датчик | Дела магнитные | Фи­зи­ка с ге­о­гра­фи­ей | Причины и следствия