В Фонде Бейелера в Базеле до осени будет открыта экспозиция, на которой в одном выставочном пространстве впервые объединили работы Фрэнсиса Бэкона и Альберто Джакометти. Рассказываем о дружбе двух художников, которых познакомила их общая любовница, и о клетках, в которые они помещали героев своих произведений.
— То, что двойная выставка «Бэкон—Джакометти» открылась именно в базельском Фонде Бейелера, не случайно. Его основателя — коллекционера и художественного дилера Эрнста Бейелера — называли человеком, «сделавшим ставку на величие модернизма XX века за несколько лет до того, как он был освящен арт-рынком». Вместе со своей женой Хилди он вкладывал личные средства в современное искусство, причем руководствовалась пара лишь собственным вкусом и интуицией.
Эрнст Бейелер был лично знаком и с Бэконом, и с Джакометти. Он участвовал в организации их выставок и продавал их работы мировым музеям и коллекционерам. А его собственное собрание произведений Бэкона и Джакометти называли одним из лучших в частных руках.
— Фрэнсис Бэкон и Альберто Джакометти были знакомы и даже дружили. Впервые они встретились в начале 1960-х годов. Их познакомила общая подруга Изабель Росторн. Сама Росторн была художницей и дизайнером костюмов для Королевской оперы. Но в историю она вошла благодаря иным заслугам. Росторн была любовницей и натурщицей Джейкоба Эпстайна, первым из французских художников ее портрет написал Андре Дерен, а одним из мужей Изабель был композитор Констана Ламбер, занимавший пост главного дирижера Королевской оперы. Джакометти, чьей любовницей была Росторн, впервые увидел ее в 1937 году на бульваре Сен-Мишель и тогда нашел свой стиль в скульптуре — вытянутые, тонкие работы. А Фрэнсис Бекон, написавший 22 портрета Росторн, в одном из интервью признавался, что она единственная женщина, с кем у него были близкие отношения.
— Один из портретов Изабель Росторн кисти Бэкона представлен на выставке в Фонде Бейелера. Речь идет о картине 1967 года «Изабель Росторн на улице в Сохо». Бэкон изобразил ее в черном обтягивающем платье. В одной руке Росторн держала сумку, а в другой объект, отдаленно напоминающий шприц. Фигуру героини художник окружил прутьями, образующими клетку. Этот мотив часто повторялся у Бэкона и символизировал замкнутость и ограниченность человеческого бытия.
— Мотив клетки был характерен и для творчества Альберто Джакометти. Правда, для него она не олицетворяла насилие или ограничение свободы. Напротив, это был символ личного пространства. В экспозицию «Бэкон—Джакометти» вошла скульптура «Нос», датированная 1947-1949 годами. Голова с непропорционально длинным носом подвешена внутри металлических прутьев, образующих клетку.
— Дружба Бэкона и Джакометти длилась недолго — около пяти лет. В январе 1966 года швейцарский скульптор скончался от хронической болезни легких. В 1965-м Бэкон пришел на выставку Джакометти в лондонской галерее Тейт, где художники оживленно обсуждали искусство. А им было что обсудить. Оба высоко ценили человеческое тело и при том, что каждый называл себя реалистом, в его изображении они дошли до крайней степени абстракции. Также Бэкон и Джакометти стремились передавать в своих работах движение и динамику, не обращая внимания на то, что делали это со статичными произведениями искусства.
— На выставке в Фонде Байелера можно увидеть несколько триптихов Фрэнсиса Бэкона (это была одна из его излюбленных художественных форм). На многих из них, как и на своих одиночных работах, автор изображал людей с деформированными уродливыми фигурами и искаженными, порой как будто сдвинутыми в сторону или вовсе стертыми лицами. Неотъемлемой чертой произведений Бэкона были агрессия и темные стороны человеческой натуры. Не зря его называли одним из самых мрачных художников XX века.
— Агрессия была не чужда и Альберто Джакометти. Известно, что художник наносил ножом удары своим скульптурам. А один из друзей Джакометти однажды сказал: «Если он решит вылепить вас, то сделает вашу голову похожей на лезвие ножа».
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!