Резервы
Атакующие войска подставляют себя под обстрел дальнобойного оружия, пока пересекают нейтральную полосу. К тому моменту, когда они сами смогут открыть эффективный огонь или вступить в рукопашный бой, они уже понесут тяжелые потери. Это значит, что для успеха атакующие должны иметь серьезное превосходство (в вооружении, боевом духе или численности). Поскольку первые два фактора не относятся напрямую к тактике боя, рассмотрим именно численное превосходство.
Для того, чтобы иметь превосходство в численности во время атаки, вовсе не обязательно иметь более крупную армию. Дело в том, что войска размещаются на поле боя неравномерно. Естественный рельеф поля боя обычно позволяет использовать ширину фронта меньшую, нежели позволяет численность армии. Уплотнять войска на линии фронта, конечно, можно, но это лишь делает их более уязвимыми к вражескому обстрелу, а эффективность собственного огня повышает все меньше. Поэтому армии выделяют резервы, т.е. войска, расположенные позади линии фронта. Резервы могут быть использованы для того, чтобы сменить войска на линии фронта (потрепанные в бою или ушедшие в атаку) или непосредственно для того, чтобы атаковать противника. Таким образом, войска делятся на две части: силы, удерживающие линию фронта (как правило, это пехота) и резервы, предназначенные для атаки и иных активных действий (в них могут быть войска всех типов).
В зависимости от того, где наносится удар, выделяют несколько классических типов атаки, которые мы и рассмотрим подробнее в этой заметке:
Косая атака
Тактический прием, использовавшийся многими полководцами всех времен, названием своим обязанный прусскому императору Фридриху Великому. В такой атаке резервы сосредотачиваются на одном из флангов (краев линии фронта), что позволяет быстро смять этот фланг и далее наносить новые атаки по линии фронта противника с фронта и с фланга (сбоку), используя собственную линию фронта как подкрепление.
Первый задокументированный случай применения этой тактики приходится еще на эпоху Древней Греции, битву при Левктрах (Фивы против Спарты). Эта битва служит академическим примером «концентрации сил», поскольку показывает эффект концентрированной атаки в наиболее чистом виде. Дело в том, что в Древней Греции стрелковая пехота (лучники, пращники, застрельщики) была относительно слаба и играла второстепенную роль, а боем правила тяжелая пехота (т.е. бойцы в доспехах, с щитами и копьями), построенная в несколько линий (Фаланга). Было принято выстраивать ее ровными рядами вдоль линии фронта и вести фронтальную атаку на противника, укрывшись от обстрела щитами. Такая примитивная тактика отдавала преимущество наиболее стойким и дисциплинированным, т.е. Спарте. Полисом (городом-государством), в котором решили действовать иначе, были Фивы. «Фиванская фаланга» была рассчитана именно на «косую атаку» (иногда ее так и называют: «косая фаланга»), т.е. вместо распыления всех резервов вдоль линии фаланги они концентрировались на одном (в Левктрах – левом) фланге. Расчет был на то, что концентрированная атака по флангу противника прорвет его линию фронта быстрее, чем противник (обладающий небольшим превосходством в силах по всей линии фронта) сможет прорвать фронт фиванцев. Результатом был полный разгром спартанской армии. Это была не первая и не последняя победа «косой фаланги», но именно битва при Левктрах имела наиболее громкие последствия и потому хорошо известна. Другие греческие города (за исключением Спарты) также периодически использовали «косую фалангу», но, судя по известным нам источникам, только у Фив эта тактика была заложена в основу боевой подготовки и считалась стандартной.
Прорыв центра
Прорвать центр вражеского фронта, разделить вражескую армию надвое и добивать в удобном порядке – достаточно простая по своему замыслу тактика, хоть и не против каждого противника срабатывающая. Она наиболее широко известна благодаря Наполеону, многие победы которого одержаны именно этим приемом. На это, разумеется, есть свои причины. Наполеон – артиллерийский генерал, и именно центральная позиция армии обычно наиболее удобна для артиллерийского обстрела.
Классическим примером прорыва центра армии является Аустерлиц: битва, в которой Наполеону удалось разбить русско-австрийскую армию под командованием Александра I и Кутузова. Наполеон расположи свои войска таким образом, чтобы спровоцировать Александра I, фактически руководившего битвой, на атаки на флангах. Когда резервы русско-австрийской армии были связаны боем, он атаковал ослабленный центр противника. Поскольку центр находился на возвышенности, а фланги в низинах, окруженных ручьями, озерами и болотами, то Наполеон отрезал (южную) половину вражеской армии, которая оказалась прижата к болотам и полностью разгромлена.
Разумеется, описанные два типа атак – лишь элементы тактического искусства. Реальная битва предполагает, что действуют обе армии, а значит, направления их атак сложно сочетаются. Очень сложно подбирать примеры битв, в которых атака одной из сторон не была бы прямо связана с действиями другой стороны. Поэтому в следующей заметке мы подробно рассмотрим несколько классических схем сочетания атак: «контратака», «клещи», «удар в разрез», «пограничные столбы» и «бой с перевернутыми фронтами».