Шахматы » Азы » Эндшпиль » Фигура-Пешки
Противостоять ферзю пешка может только в том случае, когда она находится в шаге от поля превращения. Такие ситуации, как ни странно, не такая уж и редкость - это достаточно типичная ситуация для пешечных окончаний.
Вот примерная позиция пешечного окончания:
При ходе чёрных ничья, если ход белых, то они выигрывают.
Вначале рассмотрим как достигается победа.
Своим ходом белые ставят ферзя, при этом ферзь ставится с шахом, т.е. чёрные не могут следующим ходом поставить своего ферзя - они должны уйти от шаха. Далее белый ферзь шахами загоняет короля соперника за пешку, заставляя занять поле превращения, после этого король белых делает шаг в сторону пешки, и так до тех пор, покуда белый король не подойдет к пешке и королю противника, так, чтоб либо забрать пешку, либо поставить мат:
1. c8=Q+ Kb1 2. Qb7+ Kc2 3. Qc6+ Kb1 4. Qe4+ Kb2 5. Qd3 Kc1 6. Qc3+ Kd1а
После серии шахов чёрный король вынужден был отступить за пешку, препятствуя сделать ей ход, следующим ходом белые продвинут короля на одно поле ближе к пешке, и так далее
7. Kd6 Ke2 8. Qc2 Ke1 9. Qe4+ Kf1 10. Qd3+ Ke1 11. Qe3+ Kd1 12. Kd5 Kc2 13. Qe4+ Kc1 14. Qc4+ Kb1 15. Qd3+ Kc1 16. Qc3+ Kd1 17. Kd4 Ke2 18. Qe3+ Kd1 19. Kc3 Kc1
Следующим ходом белые заберут пешку и через ход ставят мат (см. на интерактивной доске).
Теперь покажем как белые в той же позиции, но при первом ходе чёрных добиваются ничьей.
1... d1=Q+
И в чём здесь разница? Почему чёрные не выиграют тем же методом, которым победы добились белые?
А разница в том, что белые проводят слоновую пешку, а чёрные - центральную.
2. Kc6 Qf3+ 3. Kd7 Qd1+ 4. Kc8 Kc3 5. Kb8 Qb3+ 6. Ka8 Qa2+ 7. Kb7 Qd5+ 8. Kb8 Qb5+ 9. Ka8 Qc6+ 10. Kb8 Qb6+
8. Ka8! - в этом вся суть - белые не обязаны защищать пешку - взятие ее чёрным ферзём приводит к пату.
Ничья в подобной позиции возможна при ладейных пешках:
1. b8=Q+ Kc1 2. Qf4+ Kb1 3. Qb4+ Ka1 4. Qe1+ Kb2 5. Qf2+ Kb1 6. Qe1+ Kb2 7. Qb4+ Ka1 8. Qc3+ Kb1 9. Qb3+ Ka1
Таким образом, в подобной ситуации четыре из восьми пешек (конёвые и централные) гарантируют стороне имеющей ферзя победу, а четыре (слоновые и ладейные) - ничью слабейшей стороне.