Найти в Дзене
Шахматы с Капабланкой

Ферзь против пешки

Оглавление

Шахматы » Азы » Эндшпиль » Фигура-Пешки

Противостоять ферзю пешка может только в том случае, когда она находится в шаге от поля превращения. Такие ситуации, как ни странно, не такая уж и редкость - это достаточно типичная ситуация для пешечных окончаний.

Вот примерная позиция пешечного окончания:

При ходе чёрных ничья, если ход белых, то они выигрывают.

Вначале рассмотрим как достигается победа.

Своим ходом белые ставят ферзя, при этом ферзь ставится с шахом, т.е. чёрные не могут следующим ходом поставить своего ферзя - они должны уйти от шаха. Далее белый ферзь шахами загоняет короля соперника за пешку, заставляя занять поле превращения, после этого король белых делает шаг в сторону пешки, и так до тех пор, покуда белый король не подойдет к пешке и королю противника, так, чтоб либо забрать пешку, либо поставить мат:

1. c8=Q+ Kb1 2. Qb7+ Kc2 3. Qc6+ Kb1 4. Qe4+ Kb2 5. Qd3 Kc1 6. Qc3+ Kd1а

-2

После серии шахов чёрный король вынужден был отступить за пешку, препятствуя сделать ей ход, следующим ходом белые продвинут короля на одно поле ближе к пешке, и так далее

7. Kd6 Ke2 8. Qc2 Ke1 9. Qe4+ Kf1 10. Qd3+ Ke1 11. Qe3+ Kd1 12. Kd5 Kc2 13. Qe4+ Kc1 14. Qc4+ Kb1 15. Qd3+ Kc1 16. Qc3+ Kd1 17. Kd4 Ke2 18. Qe3+ Kd1 19. Kc3 Kc1

-3

Следующим ходом белые заберут пешку и через ход ставят мат (см. на интерактивной доске).

Теперь покажем как белые в той же позиции, но при первом ходе чёрных добиваются ничьей.

1... d1=Q+

-4

И в чём здесь разница? Почему чёрные не выиграют тем же методом, которым победы добились белые?

А разница в том, что белые проводят слоновую пешку, а чёрные - центральную.

2. Kc6 Qf3+ 3. Kd7 Qd1+ 4. Kc8 Kc3 5. Kb8 Qb3+ 6. Ka8 Qa2+ 7. Kb7 Qd5+ 8. Kb8 Qb5+ 9. Ka8 Qc6+ 10. Kb8 Qb6+

-5

8. Ka8! - в этом вся суть - белые не обязаны защищать пешку - взятие ее чёрным ферзём приводит к пату.

Ничья в подобной позиции возможна при ладейных пешках:

-6

1. b8=Q+ Kc1 2. Qf4+ Kb1 3. Qb4+ Ka1 4. Qe1+ Kb2 5. Qf2+ Kb1 6. Qe1+ Kb2 7. Qb4+ Ka1 8. Qc3+ Kb1 9. Qb3+ Ka1

-7

Таким образом, в подобной ситуации четыре из восьми пешек (конёвые и централные) гарантируют стороне имеющей ферзя победу, а четыре (слоновые и ладейные) - ничью слабейшей стороне.

Шахматы » Азы » Эндшпиль » Фигура-Пешки