В одной из предыдущих статей я упоминал, что с фехтованием в сознании массового зрителя "мушкетерских" фильмов и читателя фэнтезийных книг связана масса мифов, совершенно не соответствующих реальности. Сегодня я развенчаю некоторые из них. Возможно, вы удивитесь. Но я в этом не виноват )))
1. Фехтование придумали рыцари. В корне неверно. Фехтование как технику атаки и защиты с помощью меча придумали вовсе не рыцари, а горожане. Бюргеры. Мещане.
Это были жители так называемых "вольных городов" Италии и Германии. Они имели право на ношение мечей и очень любили подраться. Технику применения меча как средства и нападения, и защиты они были вынуждены изобрести, поскольку доспехов у них не было, а схватки на мечах в городской среде Средневековья случались часто.
2. Фехтование - искусство благородных. Опять неправда, см. выше. Когда оно только зарождалось - это был примерно XIV век - дворяне считали для себя зазорным учиться "виртуозить" мечом. Им это было не нужно - рыцари сражались закованными в броню, против которой было эффективно в основном ударно-дробящее оружие - булавы, молоты, в меньшей степени - топоры. А рубить "пехотную шваль" и без науки можно.
Родиной фехтования как науки считается Италия. Оттуда оно начало распространяться в германских землях, во Франции, в Испании, перешло на туманный Альбион и т.п. Интересно, что европейские дворяне вначале ездили в Италию к видным мастерам меча учиться... Тайком. Это считалось недостойным аристократа.
3. Фехтование - боевая наука, применимая в бою, т.к. мечом можно рубить доспехи. Неправда. Точнее, не совсем правда. Изначально "фехтинг" был умением выживать в скоротечных и жестоких схватках городских ремесленников, которые проводились "цех на цех". Горе было тому итальянскому плотнику, который забредал в квартал столяров!
Рыцарям, повторюсь, это было не нужно. Одноручным мечом нельзя прорубить пластинчатые доспехи. Только кольчугу, которая выдерживает в основном скользящие, рикошетные удары. Но в этом случае основным защитным элементом был щит, и мечевая рубка имела с позднее появившимся "фехтингом" очень мало общего.
Позднее появилось разделение на "блосс-фехтен" и "панцер-фехтен" - соответственно бездоспешное и доспешное фехтование (я использую немецкие термины - привычка). Приемы доспешного фехтования - это, в основном, борцовские приемы. Главным там было повалить противника на землю, чтоб без затей вогнать клинок, например, в глазницу.
4. Лучший меч всех времен и народов - это катана. Видели, может быть, японский фильм "Сегун"? Там был красивый эпизод, когда японский самурай распахал катаной от подбородка до пояса рыцаря в "максимилиановских" латах. Так вот, это - один из самых ярких и живучих "фехтовальных" мифов)))
Когда японцы впервые столкнулись с европейцами - это случилось в 1570-х годах на Филиппинах - они с удивлением обнаружили, что не в состоянии справиться в закованными в толедскую сталь "гэйдзинами". Не брали ее катаны, хоть убей, ломались они как спички. Потому что сталь у японцев была дрянь по сравнению с толедской, а противостояли им воины знаменитых испанских терций, и не таких врагов на своем веку одолевшие.
Жители Страны Восходящего Солнца научились делать качественные мечи только к XVIII веку, когда в Европе они уже почти перестали использоваться на поле боя. Что поделать, прогресс...
5. Меч - основное оружие рыцаря. Совершеннейшее заблуждение. Меч для рыцаря был примерно тем же, что для современного офицера - пистолет. Оружие самозащиты, "последнего шанса", знак статуса. В конном бою рыцарь использовал копье, в пешей схватке - булаву, топор, молот. В Позднее Средневековье - поистине страшный полэкс, которым бронированный вояка крушил все вокруг, не глядя. И только если он лишался основного оружия, он хватался за меч, который был годен практически лишь против бездоспешных врагов.
6. Рыцари в латах были неповоротливы, их на коня сажали лебедкой. Совершеннейшая брехня. Полный вес готических или "максимилиановских" лат - в среднем 25 кг, иногда больше, иногда меньше. Для сравнения: полный комплект снаряжения британского пехотинца в Первую мировую войну весил больше.
Эти 25 кг равномерно распределялись по всему телу. Отдельные элементы брони состыковывались между собой очень тщательно, обеспечивая почти идеальную свободу движений - разве что руки вытянуть вверх было затруднительно, и то не во всех образцах лат. В результате получался очень подвижный и почти неуязвимый в ближнем бою терминатор, убить которого было крайне проблематично. Пехота справлялась с рыцарями, только если их удавалось опрокинуть на землю и разбить шлем чем-нибудь тяжелым.
Рыцарь в полных доспехах мог бегать, прыгать, подтягиваться, отжиматься. Разве что плавать ему было тяжеловато. Не верите? Посмотрите на современных реконструкторов в броне XIV-XV века.
7. Двуручный меч весил очень много и был основным оружием рыцаря. Не совсем правда. Максимальный вес самого большого из сохранившихся мечей - 5 кг с небольшим. При этом в длину он составлял около 2 метров. Это изрядный перебор, большинство двуручников, от клеймора до цвайхандера, весили 2-3 кг и в длину были от 1,4 до 1,8 м. Их использовала только пехота. Век двуручных мечей был ярким, но недолгим - это было громоздкое, специализированное оружие, предназначавшееся в основном для борьбы с пикинерами.
Рыцарь Высокого или Позднего Средневековья применял в качестве вспомогательного оружия полуторный, он же длинный меч - лонгшверт, лонгсворд и т.д. Весил он в среднем полтора килограмма. Основной недостаток такого меча - его нельзя использовать вместе со щитом. Почему? Двумя руками держать надо, удар одной получается слабым. Поэтому такие мечи получили распространение только после того, как из арсенала тяжелой конницы исчезли щиты, но зато появились качественные доспехи. Самый неудобный противник для такого воина - именно щитовик. Парадоксально, но факт.
Зато двуручные мечи в определенную эпоху активно использовались "на гражданке"...)
.. тo be continued - продолжение следует.