Шахматы » Азы » Эндшпиль » Фигура-Пешки
Вот несколько, в общем-то не сложных позиций, но ситуация, в которой за доской можно и не сообразить.
Отрезание короля от пешки
В окончаниях ладья против пешки, пешка, если не имеет поддержки короля, теряется. Поэтому в данной позиции нужно вовремя отрезать короля от пешки. Если сейчас ход белых они успевают:
1. Rb5! h4 2. Ka7 h3 3. Rb3
Если же первыми делали ход чёрные, то они сделав его королём, стояли бы сейчас на g5 и успевали защитить пешку:
Пропускать пешку, чтоб король не смог подойти не получится - при попытке атаки пешки с фланга она продвинется в ферзи, а подойти к пешке ладья успевает одновременно с идущим ей на помощь королём чёрных. (См. на интерактивной доске)
Игра на пат
1. Ra2+ Kg1 2. Kg3 Kh1 3. Rxg2 пат (см. на интерактивной доске)
1... Kb2! {1... a2? проигрывает} 2. Rb8+ Kc1 3. Ra8 Kb2 4. Kd2 a2 5. Rb8+ Ka1
И попытка белых подвести короля заканчивается патом (см. на интерактивной доске)
Превращение пешки в коня
1. Ra2+ Ke1 2. Ke3 f1=N+ 3. Kd3 Ng3 4. Rg2 Nf1
С ладейной пешкой этот трюк не срабатывает:
1. Ra2+ Kg1 2. Kg3 h1=N+ 3. Kf3
И конь теряется.
Промежуточный шах
Корчной - Кенгис. Берн, 1996
1... Kf2 2. Rf8+ Ke3 3. Rg8 Kf3
В результате промежуточного шаха король белых оказывается не на f2 а на f3 - белые выигрывают темп и обеспечивают победу, в случае прямолинейного 2... Kd3 пешку можно было остановить только ценой ладьи
4. Kd3 g3 5. Rf8+ Kg2 6. Ke2 Kh2 7. Rg8 g2