К сожалению, перечень источников, из которых мы можем почерпнуть сведения о жизни Иисуса Христа, по сути исчерпывается четырьмя каноническими евангелиями. Остальные источники или не упоминают об эпизодах биографии Иисуса (послания Апостола Павла, Иосиф Флавий, Тацит, Плиний Младший), или являются более поздними и производными от евангелий. В частности, труды Отцов церкви, в которых они развивают, дополняют и толкуют евангельские сюжеты.
С евангелиями дело тоже обстоит непросто. Помимо проблемы аутентичности текстов, сложности возникают и в связи с частыми противоречиями между различными эпизодами евангелий. Это связано с тем, что евангелисты опирались на традицию, подчас противоречивую, формировавшуюся на протяжении нескольких десятилетий, отделяющих проповедь и распятие Иисуса от времени написания евангелий.
Одним из примеров, содержащихся в евангелиях противоречий, является эпизод с сомнением Иоанна Крестителя в Иисусе. Рассмотрим его подробнее.
Иоанн Креститель предрекал приход Мессии, того, у кого он недостоин развязать ремень обуви и кто будет крестить Святым духом, а не как Иоанн водой.
"И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым." (Мк 1:7-8)
Во время крещения Иоанном Иисуса произошло знамение:
"И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение." (Мф 3:16-17)
Казалось бы, после такого великого чуда невозможно испытывать какие бы то ни было сомнения относительно божественности Иисуса.
Но дальше мы видим следующее. Иоанн Креститель по приказу Ирода Антипы заключен в темницу. Согласно Матфею, находясь в заключении он вдруг начинает сомневаться в Иисусе, точно ли он Мессия и сын Божий? О чем спрашивает навещающих его в темнице учеников.
"Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?" (Мф 11:2-3)
Этот же отрывок дословно повторяется в Евангелии от Луки (Лк 7:18-19), но Марк о сомнении Иоанна не упоминает.
Согласно текстологическим исследованиям, Матфей и Лука, помимо известного им Евангелия от Марка, использовали при написании своих трудов не дошедший до нас сборник изречений Иисуса, названный учеными "Источник Q" (от нем. Quelle — "источник").
Как и в других случаях с почти дословным совпадением стихов Матфея и Луки и их отсутствием у Марка, мы имеем дело с заимствованиями из "Источника Q".
Таким образом, в доевангельский период имелось как минимум две традиции. Одна из которых, использованная Марком, ничего не говорила о сомнениях Предтечи, тогда, как в "Источнике Q" такие сомнения Иоанна присутствовали.
Читайте также:
Как погиб Иоанн Креститель. Виновата ли Саломея?