В 1853 году Англия в союзе с Францией и Турцией начала против России войну, называемую у англичан Восточной. В России она получила название Крымской. Ключевым моментом войны стала оборона Севастополя.
Город планировалось захватить в течение недели, однако организованная оборона и массивные фортификационные укрепления не позволили сломить сопротивление защитников города.
Потребовались более мощные осадные артиллерийские орудия вместо существующих 13-дюймовых мортир. Разработать такое орудие предложили английскому инженеру Роберту Маллету.
Проект Роберта Маллета
Свой первый проект Маллет предоставил осенью 1854 года. Поскольку размер разработанной мортиры создавал трудности при ее транспортировке, инженер сделал конструкцию секционной.
В устройстве орудия были применены новые принципы достижения оптимального угла наведения на цель. Вместо используемых ранее деревянных «подушек» из клиньев, Маллет предложил сделать упор в платформе, на которой располагался лафет.
Артиллерийский технический комитет рассмотрел проект в начале 1855 года. В решении комиссии было сказано, что у новшеств, используемых конструктором в разработке мортиры, нет практического применения, поэтому орудие не может быть рекомендовано к производству.
Весной 1855 года инженер отправил послание премьеру Великобритании лорду Пальмерстону, который согласился на встречу с автором проекта. Ознакомившись с технической стороной вопроса, Пальмерстон сообщил генералу Россу, командующему британской артиллерией, о своей полной поддержке проекта.
Изготовление мортиры
Только после этого заказ на выполнение был поручен британской фирме, которая обязалась изготовить два орудия за 10 недель. Каждое из орудий обошлось британской казне в 4900 фунтов стерлингов.
При отливке и сварке деталей выяснились технические сложности, связанные с размерами конструкции. Компания предложила Маллету свои идеи, на которые автор был вынужден согласиться. Уже через две недели стала очевидной полная несостоятельность этих решений. Было затянуто время, компания признала себя банкротом.
После долгих проволочек заказ на изготовление мортиры передали сразу трем фирмам. Одна компания делала отливки, другая сверлила, третья обрабатывала детали. Все это приводило к долгим задержкам. Работа была закончена лишь спустя год после начала.
По большому счету, орудия были уже не нужны. Однако 50 огромных снарядов к мортирам, весом более тонны каждый, также были отлиты.
Технические характеристики
Мортира состояла из чугунного основания весом 7,5 тонн. Зарядная камора длиной около 1,8 метров и весом 7 тонн была выкована из железа и имела коническую форму с утолщением к основанию, для усиления стянутую обручами из сварочного железа.
Дульная часть длиной более 2-х метров состояла из нескольких железных колец, составленных в свою очередь из более узких колец, чтобы соединение было разъемным. В сборе орудие весило около 42 тонны, но ее разъемные детали были не более 12 тонн, что позволяло транспортировать мортиру. Угол наведения менялся от 40° до 50°.
Полевые испытания
Осенью 1857 года начались полевые испытания. После седьмого выстрела треснуло внешнее кольцо. Его заменили, стрельбы возобновили. Затем лопнул обруч нижнего кольца — провели еще один ремонт. Впоследствии поломки стали следовать непрерывно.
Всего на проект израсходовали 14 тысяч фунтов стерлингов. Развивать бесперспективный проект дальше не стали. Самая большая мортира в мире стала музейным экспонатом форта Нельсон, где стоит и сейчас.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!