Найти тему
Соседний столик

Говорит режиссер: Стивен Спилберг

Успех режиссера зависит от многих факторов, но самое важное отличие мировых мэтров кинематографа от посредственных и стандартных в том, что у них есть свой стиль. Говоря профессионально - киноязык. Стивен Спилберг заметно выделяется на фоне своих коллег.

Основная информация о Стивене Спилберге
Основная информация о Стивене Спилберге

Когда у Стивена Спилберга спросили, что значит быть режиссером, он ответил:

Стивен Спилберг о работе режиссера
Стивен Спилберг о работе режиссера

Видимо, поэтому он почти 50 лет снимает кино, и, надо сказать, маэстро крайне преуспел. Многие его картины стали культовыми:

• Челюсти (1975)

• Близкие контакты третьей степени (1977)

• Тетралогия об Индиане Джонсе (1981, 1984, 1989, 2008)

• Инопланетянин (1982)

• Список Шиндлера (1993)

• Парк Юрского периода (1993)

• Спасти рядового Райана (1998)

• Искусственный разум (2001)

• Поймай меня, если сможешь (2002)

• Терминал (2004)

• Война миров (2005)

• Мюнхен (2005)

Список культовых фильмов С.С.
Список культовых фильмов С.С.

Бабушка и дедушка режиссера были эмигрантами из России. Сам он никогда свободно не говорил по-русски, зато не редко слышал знакомый язык дома:

Стивен Спилберг о русском языке
Стивен Спилберг о русском языке

Удивительно, как на жизнь обычного мальчика повлиял один день рождения. Отец - Арнольд Спилберг, подарил своему сыну Стивену портативную кинокамеру. Мальчик всюду ходил с ней и снимал все подряд, за что получил прозвище «человек-кинокамера».

Первая премьера состоялась в гостиной Спилбергов. Стивену тогда было около 12 лет. Он снял фильм о железнодорожной катастрофе, с помощью игрушек. На съемки он потратил 50$, но на билетах и лимонаде получил 55$. Так сказать, «отбил» затраты «методом мелких контрактов». Этот метод крайне популярен у кинотеатров.

В 14 лет юноша уже получил свою первую награду в небольшом кинематографическом конкурсе за фильм «Побег в никуда». Он длился 40 минут, актерами были братья и сестры режиссера.

Стивену Спилбергу дважды отказали в приеме в Киношколу при Университете Южной Калифорнии. Он не мог пройти этап резюме, хотя в школе снял уже несколько картин и его фильмы показывали в небольших кинотеатрах.

Режиссер в итоге пошел учиться в технический колледж, но точно знал, кем хочет стать. Поэтому продолжал снимать. В 1969-м Спилберг презентовал короткометражный фильм «Эмблин», и с ним заключила контракт студия Universal Pictures. Так Стивен Спилберг начал профессиональную карьеру.

Когда вышел трейлер фильма «Челюсти», он настолько потряс мир, что при бюджете в $7 млн. картина собрала более $470 млн. Кстати, именно с «Челюстями»1 связана традиция Спилберга: не приходить на съемки финальной сцены фильмов, которые он режиссирует.

В одном из интервью он рассказал, что взял с собой на остров Мартас Виньярд, где проходили съёмки фильма «Челюсти», свою подушку, которую набил стеблями сельдерея. Запах свежих стеблей успокаивал его.

Фильм «Близкие контакты третьей степени» снимали в Индии. Из-за антисанитарии Спилберг боялся заболеть, поэтому он ел тллькл из своих личных запасов и умывался с заклеенным ртом, чтобы случайно не проглотить воду.

Стивен Спилберг на съемочной плошадке фильма «Список Шиндлера»
Стивен Спилберг на съемочной плошадке фильма «Список Шиндлера»

Стивен Спилберг никогда не был алчным. В этом общественность убедилась окончательно, когда он отказался от гонорара за фильм «Список Шиндлера». На все деньги от проката фильма он основал "Фонд Шоа", который собирает документы и свидетельства, а также интервью с жертвами геноцида, в том числе Холокоста.

Интересный факт из жизни Федерико Феллини связан со Спилбергом. Последнее письмо, которое прочел великий итальянский кинорежиссер, было от Стивена.

Его уникальный стиль сложен из умения видеть одну и ту же сцену с разных сторон, точечной работы над типажами героев и атмосферой фильма. Рассмотрим общие черты работ Стивена Спилберга.

1. Силуэт на фоне света

Силуэты на фоне света видны достаточно четко, а объект в движении приковывает внимание. С помощью этого приема режиссер добивается максимальной сосредоточенности зрителя.

Кадр из фильма «Инопланетянин»
Кадр из фильма «Инопланетянин»
Кадр из фильма «Индиана Джонс. В поисках утраченного ковчега»
Кадр из фильма «Индиана Джонс. В поисках утраченного ковчега»
Кадр из фильма «Линкольн»
Кадр из фильма «Линкольн»

2. Туманность кадра

Когда лучи света прорезают дым, туман или пыль, в кадре выделяется процесс, происходящий в сцене. Зачастую это драматический эпизод или показательный момент фильма, сюжетный поворот.

Кадр из фильма «Индиана Джонс. В поисках утраченного ковчега»
Кадр из фильма «Индиана Джонс. В поисках утраченного ковчега»
Кадр из фильма «Большой и добрый великан»
Кадр из фильма «Большой и добрый великан»
Кадр из фильма «Первому игроку приготовиться»
Кадр из фильма «Первому игроку приготовиться»

3. Визуально сочетание (match cuts)

По названию этой техники можно понять, что последующий кадр визуально сочетается с предыдущим.

Кадр из фильма «Особое мнение»
Кадр из фильма «Особое мнение»

4. Кадр под названием «Спилберговское лицо»

Стивен Спилберг использует прием с медленным приближением. Крупным планом в кадре показано лицо . В этот момент герои смотрят прямо перед собой на что-то неожиданное. Выражение лица может быть разное: шок, страх, озарение, восторг или другая сильная эмоция.

Кадр из фильма «Спасти рядового Райана»
Кадр из фильма «Спасти рядового Райана»
Кадр из фильма «Близкие контакты третей степени»
Кадр из фильма «Близкие контакты третей степени»
Кадр из фильма «Терминал»
Кадр из фильма «Терминал»

5. Драматические ракурсы «Через плечо»

Обычно при съемке через плечо протагониста Спилберг использует широкоугольный объектив, создающий такой эффект, чтобы расположенный на переднем плане протагонист казался больше, чем другой персонаж, тем самым создавая эффект доминирования.

Кадр из фильма «Амистад»
Кадр из фильма «Амистад»

Также у этого ракурса есть клаустрофобный вариант. Когда персонаж на переднем плане занимает больше ½ кадра.

Кадр из фильма «Мюнхен»
Кадр из фильма «Мюнхен»
Кадр из фильма «Поймай меня, если сможешь»
Кадр из фильма «Поймай меня, если сможешь»

6. Столкновение бытовой жизни с фантастическими героями или событиями

Этот прием режиссер применяет во всех научно-фантастических картинах. Он показывает, как в привычной человеку обстановке могут оказаться фантастические персонажи.

Кадр из фильма «Парк юрского периода»
Кадр из фильма «Парк юрского периода»
Кадр из фильма «Инопланетянин»
Кадр из фильма «Инопланетянин»
Кадр из фильма «Большой и добрый великан»
Кадр из фильма «Большой и добрый великан»

7. Длинные планы с различными композициями кадрирования

Кинорежиссер объединяет ряд кадров с несколькими персонажами в один длинный план без склейки, в котором камера и актеры двигаются в таком направлении, что мы видим переход от общего плана к крупному, к плану через плечо, к общему и снова к крупному. Все это режиссер умудряется уместить в одном длинном плане без склейки, а актеры в это время ходят, беседуют и что-то делают.

Кадр из фильма «Поймай меня, если сможешь»
Кадр из фильма «Поймай меня, если сможешь»

8. Многослойность кадра

Спилберг часто использует стекла, зеркала и другие отражающие поверхности. Иногда герои смотрят на улицу сквозь окно или видят свое отражение в зеркале. Такие сцены режиссер предпочитает снимать сквозь отражающую преграду.

Кадр из фильма «Шпионский мост»
Кадр из фильма «Шпионский мост»
Кадр из фильма «Дуэль»
Кадр из фильма «Дуэль»
Кадр из фильма «Особое мнение»
Кадр из фильма «Особое мнение»

9. Широкоугольный объектив

Стивен Спилберг обожает широкоугольные объективы, и он использует их, снимая в движении, через плечо, крупные планы и многие другие, где ему необходимо добиться эффекта доминирования объекта на переднем плане над задним. Иногда это бывают довольно смелые решения Стивена, и использование этих объективов у него встречается намного чаще, чем у других режиссеров. В этом есть некоторая ирония, ведь его обвиняют в чересчур безопасном стиле съемок. Думаю, вы увидите, что Спилберг на самом деле - один из наиболее амбициозных и рискованных режиссеров за всю историю кинематографа.

Кадр из фильма «Список Шиндлера»
Кадр из фильма «Список Шиндлера»

10. Тема отсутствия или отстраненности отца

Большинство протагонистов в фильмах Стивена Спилберга либо испытывают сложные отношения с отцом, либо сами подают плохой родительский пример. Еще один вариант – безотцовщина. Со временем эта тенденция в сценариях режиссера поутихла. Например, в картине «Терминал» у главного героя был любящий отец.

Кадр из фильма «Империя солнца»
Кадр из фильма «Империя солнца»
Кадр из фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход»
Кадр из фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход»
Кадр из фильма «Назад в будущее 2»
Кадр из фильма «Назад в будущее 2»

11. Кадрирование персонажей

Стивену явно по душе возможность кадрирования персонажей с использованием отверстий или расщелин в разнообразных объектах. Явные объекты на переднем плане создают эффект «подсматривания».

Кадр из фильма «Особое мнение»
Кадр из фильма «Особое мнение»
Кадр из фильма «Особое мнение»
Кадр из фильма «Особое мнение»

12. Музыка Джона Уильямса

Если вы слышите музыку Джона Уильямса, то скорее всего вы смотрите фильм Стивена Спилберга. Композитор и режиссер сотрудничают более 40 лет. Уильямс написал саундтреки к трилогии «Индиана Джонс», фильмам: «Челюсти», «Список Шиндлера», «Поймай меня, если сможешь» и др. Единственные фильмы Спилберга, к которым композитор не писал музыку: «Шугарлендский экспресс» и «Цветы лиловые полей».

Джон пишет музыку для фильмов Стивена Спилберга
Джон пишет музыку для фильмов Стивена Спилберга

13. Двойственность событий

Почти каждое ключевое событие или яркий образ фильма дублируется схожим либо противоположным образом.

Кадр из фильма «Список Шиндлера»
Кадр из фильма «Список Шиндлера»
Кадр из фильма «Секретное досье»
Кадр из фильма «Секретное досье»
Кадр из фильма «Война миров»
Кадр из фильма «Война миров»

14. Длинные кадры

Редко в «большом» кино используют технику длинного кадра. Но Стивен Спилберг один из режиссеров «старой» школы, поэтому длина кадров в его фильмах 6-9 секунд. В фильме «Мюнхен» средняя длинна кадра – 7,5 сек., в «Искусственном интеллекте» - 8,1 сек., в «Линкольне» и «Списке Шиндлера» — 8,5 сек., а в «Спасти рядового Райана» — 9,3 сек.

15. Массовые сцены

Стивен Спилберг рекордсмен по количеству массовки в Голливуде. Его массовым сценам позавидуют индийские фильмы.

Кадр из фильма «Список Шиндлера»
Кадр из фильма «Список Шиндлера»
Кадр из фильма «Секретное досье»
Кадр из фильма «Секретное досье»
Кадр из фильма «Война миров»
Кадр из фильма «Война миров»

16. «Track-in shot»

В таких кадрах камера плавно перемещается на объект, переходя от среднего плана к крупному. При этом фон расфокусирован. Эту технику кинорежиссер использует для привлечения внимания к герою или предмету.

Просматривая кадры Track-in, вы можете определить примерное фокусное расстояние используемого объектива. Для этого необходимо оценивать изменение фона и скорость увеличения объекта съемки.

Чем размереннее увеличивается передний план, тем больше фокусное расстояние объектива. Чем быстрее меняется фон, тем больше фокусное расстояние объектива.

В этом шоте, по-видимому, использовался объектив 85мм или 100мм.

Кадр из фильма «Цветы лиловых полей»
Кадр из фильма «Цветы лиловых полей»

17. Перемещение камеры, боковой ракурс

Это один из классических приемов в кино. Режиссер придает таким кадрам особую ценность и снимает их по-своему. Его кадры боковой съемки могут быть очень длинными и обычно они проецируют взгляд двух персонажей, которые идут и разговаривают. Спилберг добавляет значительную визуальную текстуру видеоряду, помещая всевозможные объекты и дополнительные элементы локаций между камерой и смотрящими со стороны, чтобы обогатить кадр и визуальное восприятие движения.

Кадр из фильма «Спасти рядового Райана»
Кадр из фильма «Спасти рядового Райана»

Сам мэтр кинематографа не раз говорил, что на его желание стать режиссером повлияли шедевры, которые он видел в молодости. Так, сцена из мультфильма «Фантазия» 1940 г., где небо накрывает синий купол, а после взрыва появляются звезды, отразилась в начальном эпизоде фильма «Инопланетянин».

Постер к мультфильму «Фантазия»
Постер к мультфильму «Фантазия»

Как мастера длинных кадров, Спилберга поразила картина «Русский ковчег». Он с восторгом отзывался о работе оператора: «Это 95-минутная лента, которую снимали одним кадром в музее Санкт-Петербурга. Вы только вдумайтесь: один кадр! Было всего три дубля. При этом два первых были остановлены где-то на двадцатой минуте, а вот третий получился так, как было нужно. Мне кажется, оператор там чуть не умер, пока столько времени держал камеру».

Постер к фильму «Русский ковчег»
Постер к фильму «Русский ковчег»

О сравнении «Войны миров» 1953 г. и своей версии этого фильма, Спилберг сказал: «Это была отличная история, отличный пример классической литературы XIX века. На мой взгляд, в то время началась революция в научной фантастике – Жюль Верн, Герберт Уэллс... Оригинальную «Войну миров» я очень уважаю – фильм был спродюсирован Джорджем Палом в 1953-м и 1954 годах. А мы просто решили сделать чуть более мрачную его версию».

Постер к фильму «Война миров»
Постер к фильму «Война миров»

Еще один русский фильм, который оценил западный режиссер – «Летят журавли» Михаила Константинович Калатазова. В одном из интервью Спилберг высказал свое мнение о картине: «Фильм «Летят журавли» мастерски совмещает интимное и глобальное. В центре сюжета этой картины находится история любви, но русские рассказывают её, используя тысячи человек, лошадей, артиллерию, сотрясающие воздух взрывы. Мне нравится, как выстраивается баланс между личным и общечеловеческим».

Постер к фильму «Летят журавли»
Постер к фильму «Летят журавли»

29 марта 2018 г. в прокат на русском языке вышла новая картина Стивена Спилберга - «Первому игроку приготовиться». Это приключенческий боевик с пристальным взглядом в будущее, действие которого разворачивается в 2045 году.

Режиссер не собирается уходить на заслуженный отдых, становиться критиком или преподавать в киноведческой школе. Он продолжит снимать со своим особым почерком, и, не исключено, что скоро Стивен Спилберг придумает новые "фишки" и усовершенствует свой киноязык.

ИСТОЧНИКИ:
MovieScience
kino-teatr.ru
kp.ru
biography.com
teleprogramma.pro
tvkinoradio.ru
filmpro.ru
lavideofilmmaker.com