С добром надо спешить, а то оно останется без адресата. (Анатолий Алексин/Гоберман)
С творчеством Анатолия Алексина я впервые столкнулась в 5 классе случайно, но на всю жизнь, как выяснилось впоследствии. Я рыскала по книжным полкам в поисках чего-то нового и обнаружила, что в шкафу есть неизведанные вторые ряды книг. Картонная бело-голубая обложка с нарисованной на ней шевелящейся от ветра занавеской привлекла меня красивым словом "кларнет". И вот я уже жадно глотаю страницу за страницей. Конечно, в столь нежном возрасте многое прошло мимо, но уже тогда стиль изложения автора зацепил, описываемые события заронили зёрна размышлений, а некоторые герои полюбились раз и навсегда.
Потом возвращалась к этой книге еще несколько раз в школе и институте, всякий раз переоценивая и заново осмысливая уже знакомые сюжеты. И с каждым прочтением получала всё больше и больше удовольствия от манеры письма Анатолия Георгиевича, от того, как удалось ему нарисовать своих персонажей.
Пожалуй, лишь сейчас, приобретя собственный опыт, пройдя через некоторые жизненные испытания и вновь возвращаясь к давно изученным вдоль и поперёк страницам, я смогла чётко сформулировать, что именно так приковало меня к этим повестям, и по сей день не теряющим актуальности.
Алексину удаётся передать целую гамму эмоций и чувств одним предложением, а иногда и парой слов. Он так легко и просто пишет о важном и насущном, что иногда прочтёшь абзац, и кажется, ничего особенного, и тут тебя настигает Понимание. Мастерски сплетаются радость и боль, ирония и юмор, смех сквозь слёзы и светлая грусть. Читаешь, и будто давно забытая музыка тихонечко играет где-то рядом.
Его герои - по больше мере мальчишки и девчонки, в основном старшеклассники, решающие свои, казалось бы, юношеские проблемы, через которые они находят ответы на совершенно не детские вопросы. При этом персонажи Алексина зачастую рассуждают и ведут себя гораздо более зрело, чем некоторые современные взрослые.
Не лишённые недостатков, его герои показаны с такой глубиной и неподдельной искренностью, что узнав их однажды, прикипаешь к ним навсегда; этих ребят хочется видеть своими друзьями, потому что они не оставят, что бы ни случилось, даже сквозь время и расстояние ("Третий в пятом ряду", "Сигнальщики и горнисты", "Звоните и приезжайте", "А тем временем где-то")
На повести Алексина я "подсадила" и мужа. И впервые увидела, как у сорокалетнего мужчины в глазах стояли слёзы после прочтения. Это многое говорит о глубине книги. По словам мужа, так пронзительно о войне и человеческих судьбах писали, пожалуй, Шолохов и Васильев. Алексин смог описать даже тыловую жизнь так, что переворачивается всё внутри, и уже никогда у его читателей не повернётся язык сказать о тружениках тыла, что они не воевали, а отсиживались, пока на фронтах шли бои ("В тылу как в тылу"(другое название "Прости меня, мама"), "Чёрный дождь")
Но и повести, описывающие мирные, казалось бы, будни, не менее впечатляющи и порой трагичны. Как вскрывает в близких людях всё самое потаённое раздел - неважно, что делят, имущество или внимание и любовь ребёнка ("Раздел имущества"); как ошибочны и поверхностны бывают наши суждения и оценки других людей и как фатальны бывают эти ошибки для самых родных ("Безумная Евдокия", "Мой брат играет на кларнете")
Не знаю, почему, но именно эта старенькая книга для меня является очень большой драгоценностью. Осенью решили заказать еще один сборник "Чёртово колесо" - в нём собраны рассказы и повести разных лет, а также немного воспоминаний автора. Так вот, иной рассказ читаешь - и словно домой вернулся: те же интонации, та же словоконцентрация, те же меткие фразы. А приступаешь к следующему произведению - ощущение, будто писал кто-то другой, современно-обезличенные строки. Поэтому, если вы всё-таки заинтересовались моим рассказом, советую начинать с тех повестей, что перечислены в статье)
Вообще, повести Анатолия Алексина полезно было бы включить в школьную программу по литературе - они исподволь учат нас сопереживанию, а этого так не хватает в нашем стремительном мире.
И напоследок хочу привести подходящую цитату из одного моего любимого рассказа "Третий в пятом ряду" :
Они должны уметь плакать... - говорила Алёна. - Не только тогда, когда расшибают коленку. Но и когда коленка болит у кого-то другого.