На днях стало известно, что представители японской компании JR West, которая занимается развитием железных дорог в стране, извинилась перед пассажирами за отправление одного из поездов перевозчика на 25 секунд раньше срока.
Пассажирский поезд должен был отправиться со станции Нотогава в префектуре Сига в 7 часов 12 минут 11 мая, однако из-за ошибки машиниста поезд отправился в 7 часов 11 минут 35 секунд. Известно, что из-за этого пострадал один пассажир.
Год назад в Японии произошел похожий сбой. Тогда поезд ушел на 20 секунд раньше времени, опоздавших не было.
Японские железные дороги известны своей пунктуальностью не только по отправлению, но и по прибытию поездов. Среднее ежегодное опоздание составляет менее минуты, и даже при пиковых нагрузках оно не превышает 3−4 минут.
А что в Европе
В Европе, в отличие от Японии, с пунктуальностью не все так гладко. Вернее, в разных странах по-разному.
К японской точности стремится Швейцария. Здешние поезда (SBB), как и швейцарские часы, практически никогда не опаздывают. Еще 36 лет назад в стране был введен железнодорожный график, по которому поезда дальнего следования отправляются в одно и то же время, – в любой город вы можете отправиться примерно раз в полчаса – час. Путешественнику легко запомнить расписание, а пересадки хорошо скоординированы между собой.
Кроме того, в Швейцарии свои критерии пунктуальности. Они рассматривают не время прибытия отдельных поездов, а то, насколько пунктуально прибыл пассажир в конечную точку своего путешествия, то есть учитываются все пересадки. Непунктуальностью считается уже то, что пассажир прибыл в конечный пункт на 3 минуты позже запланированного времени. 89 процентов поездов в Конфедерации приходят в пункт назначения вовремя.
В Нидерландах пассажиры могут попросить компенсацию за 15-минутную задержку. Если же поезд опаздывает на час, пассажирам возвращается полная стоимость билета. Как следствие – доля «пунктуальных» поездов составляет более 91%.
А вот в Германии все хуже. В марте всего лишь 75 процентов поездов пришли без значительного опоздания. Это не смотря на то, что еще в 2016 году Deutsche Bahn запустил проект «Zukunft Bahn», который предполагает, что 80% поездов дальнего следования должны прибывать вовремя. Однако пока желанная цель остается нереализованной.
А что в России
Российские РЖД не публикуют статистику точности своих поездов. Однако, как показывает опыт, случаи задержки бывают крайне редки, и связаны, как правило, с какими-либо катаклизмами.
Российские поезда, в отличие от европейских и тем более японских, имеют довольно растянутое расписание, идут не спеша, имеют длительные стоянки, и в случае какой-либо задержки по ходу следования почти всегда могут войти в график.
РЖД выплачивают компенсации за опоздание скоростных поездов «Сапсан» и «Аллегро». При задержке на 60-119 минут – 25% от стоимости проезда, от 120 минут – 50% от стоимости проезда.